4.1.2. Культура: сущность, основные черты, функции
Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).
Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.
Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор - « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений - упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.
Нормативные определения. Их делят на две группы. Первая из них - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «... образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой. Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура - это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:
1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация.» -У.Самнер и А.Келлер);
2) либо на процессе научения («Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р. Бенедикт).
3) либо на формировании привычек («Культура - это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К.Янг).
Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Пример: Р.Линтон - «а) ... культуры - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:
1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);
2) в которых упор делается на идеях: «Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).
3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура - это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);
4) в которых культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В.Оствальд).
Один из вариантов определения культуры может быть таким: культура — это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой. Универсальные элементы культуры
Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет осознать, что её отличиям от нашей собственной нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, говорим на разных языках, различаемся представлениями о том, какого типа поведение считать умопомешательством, а какое нет, и не согласны друг с другом в определении добродетельной (нравственной) жизни. В то же время значительно труднее найти общие черты, свойственные всем культурам — культурные универсалии.
Джордж Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т. п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Например, обычаи жителей тропиков могут отражать меньшие сезонные колебания климата, в отличие от обычаев, существующих в странах с более умеренным климатом. Вдобавок каждая культурная особенность — это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.
Этноцентризм и относительность культуры
Люди с кольцами в носах, мужья, имеющие десять жен, блюда из человечины, насекомых и львиных сердец — все это примеры того, что мы считаем причудливыми и бесчеловечными обычаями "дикарей". С нашей точки зрения наш образ жизни представляется "правильным", а чужой — странным или варварским.
Эта тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить "язычников" в свою веру. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия — боязнь и неприятие всего иностранного, а шире — всего чуждого.
Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Самнер шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти обычаи.
Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляют открытыми. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают атмосферу холодности, формирующую чувство отчужденности. Закрытая дверь для американцев означает нечто совершенно иное, чем для немцев (Холл, 1966).
Культуру условно можно разделить на две части. Первая — культурное наследие (материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая — образ жизни. Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.
Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.
Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.
Функции культуры
1. Мировоззренческая — ее формируют наука и религия.
2. Компенсаторная — преодоление природных недостатков человека.
3. Функция социализации. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
4. Функция контроля. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение. Клиффорд Гиртц называл культуру «набором контрольных механизмов — планов, рецептов, правил, инструкции ... для регулирования поведения». Без культуры, считает он, люди были бы полностью дезориентированы: «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта.
Если культура контролирует поведение людей, можем ли мы назвать ее репрессивной? Зигмунд Фрейд именно так и поступил. Он описал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Действительно, культура часто именно подавляет наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Однако не исключает их полностью. Точнее, она определяет рамки, в которых возможно удовлетворение этих побуждений. Другими словами, она диктует подходящее время, место и средства для удовлетворения человеческих потребностей. Культура, например, не стремится уничтожить секс. Напротив, культурные нормы в виде определенных правил предписывают людям, кого они могут выбрать в качестве партнера, где и когда можно заниматься сексом и какое поведение допустимо в рамках сексуальных отношений.
Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального контроля, не будем забывать, что она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг.
Физическая среда обитания также ставит пределы влиянию культуры. Например, засухи или извержения вулканов могут нарушать сложившийся тип сельского хозяйства. Факторы окружающей среды могут также сделать формирование некоторых культурных образцов маловероятным. Люди, живущие во влажных тропических лесах, вряд ли станут развивать культуру оседлого земледелия, поскольку почвы в этих местах не позволяют получать большие урожаи в течение длительного времени.
Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства пищи, обеспечения жилья и осуществления других основных видов деятельности стало бы невозможным.
5. Функция селекции. Другой ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей. Рут Бенедикт приводила аналогию с языком: «Количество звуков, которые можно воспроизвести с помощью наших голосовых связок н носоглотки, практически беспредельно... Но каждый язык должен осуществить свою собственную селекцию звуков и твердо придерживаться избранного, иначе ему грозит опасность стать совершенно недоступным для понимания».
То же самое можно сказать и о социальных институтах. Так, все человеческие сообщества сделали свой выбор культурных форм. Каждое сообщество, с точки зрения другого, игнорирует фундаментальные проблемы и обращает внимание на несущественные частности. Одна культура с трудом понимает ценность денег, другая же построила из них фундамент всех сфер человеческого поведения. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в тех областях, развитие которых необходимо для выживания людей, а в другом — практически таком же обществе — технологические достижения высоки и соответствуют требованиям ситуации. Но любое общество выстраивает собственную гигантскую культурную суперструктуру, сопровождающую вас от юности до смерти и даже после ухода из жизни .
6. Функция интеграции. Культура — это цемент, скрепляющий здание общественной жизни. Не только потому, что передается от одного человека другому с помощью социализации и контактов с другими культурами, но и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к группе. Члены одной культурной группы, похоже, в большей мере понимают, доверяют и симпатизируют друг другу, чем посторонним. Эти общие для членов группы чувства отражаются в сленге и жаргоне, любимых блюдах, моде и в других культурных особенностях.
Культура вызывает не только солидарность, но и конфликты внутри групп и между ними. Язык, главный выразитель культуры, иллюстрирует это положение. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы: общий язык объединяет людей. С другой стороны, общий язык выключает из группы тех, кто не знает языка, и даже тех, кто говорит на нем в несколько иной манере. В Великобритании члены различных общественных классов используют слегка отличающиеся друг от друга формы английского языка. Хотя каждый говорит по- английски, некоторые группы говорят на «более хорошем» английском языке, чем другие. В Америке также имеется что-то вроде «тысячи и одной» версии английского языка, так же как и вариаций в жестикуляции, стилях одежды и наборах ценностных ориентации. Все это служит для обособления социальных групп и может стать основой групповых конфликтов.
Назад | Содержание | Вперед |