4.1.3. Структура и формы культуры
Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово — "eat".
2. Отношения. Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения — это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.
3. Ценности — разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат основой знания. Знание — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.
На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).
Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.
4. Правила и нормы, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Нормы — это:
Привычки. Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть первое ложкой, а второе — вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы — все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.
Кроме них существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках.
Этикет. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обычаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физически слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным поведением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.
Особой формой нравов является табу. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, например, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.
Законы. Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т. е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
Обычаи. В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения другому, они превращаются в традицию. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.
Обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпевание, погребение, поминки).
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — "искусство для искусства".
В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народная культура - любительская (но не по уровню, а по происхождению) и коллективная. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны всему населению. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — вот ее примеры.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.
Совокупность ценностей, верований, традиции и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Вопросы для самоподготовки
1) Какие биологические факторы способствовали возникновению общества?
2) Как географические условия способствовали возникновению и развитию общества?
3) Как определяется понятие культура при описательном подходе?
4) Каковы особенности исторического определения культуры?
5) Чем нормативный подход к культуре отличается от описательного и исторического?
6) В чем специфика психологических определений культуры?
7) Какую роль играет культура в обществе?
8) Что называется культурными универсалиями?
9) Что такое этноцентризм?
10) Чем от этноцентризма отличается культурный релятивизм?
11) Что такое культурное наследие?
12) Что мы называем образом жизни?
13) Какие функции культуры вам известны?
14) Из каких элементов состоит культура?
15) Чем знания отличаются от мифов? Что между ними общего?
16) Какие формы культуры вам известны?
17) Чем народная культура отличается от элитарной? Что между ними общего?
18) Чем массовая культура отличается от элитарной и народной?
19) Что называется субкультурой?
20) Чем контркультура отличается от доминирующей культуры?
Назад | Содержание | Вперед |