7.1. Основные направления современной психологии в изучении личности

  Исчерпывающий анализ теорий личности разработан великими классиками, такими как Гиппократ, Платон и Аристотель. Адекватная оценка невозможна также без учета того вклада, который осуществили другие мыслители (например, Аквинат, Бентам, Кант, Гоббс, Локк, Ницше, Макиавелли и др.), чьи идеи можно отследить в современных представлениях. Однако наша цель - определиться с механизмом формирования и развития личности, формирования профессиональных, гражданских и личностных качеств специалиста, руководителя, лидера, т.е. той личности, которая может вести за собой, определяя маршрут и цели пути [63, с.14].
  Среди основных направлений современной психологии можно выделить следующие.
  1. Персоналистические направления, которые сосредотачивают свои усилия на изучении личности и ее внутреннего устройства. Человеческая личность, согласно этим направлениям, создает высший способ жизни. А ее аспекты нейтральны - они не являются ни психическими, ни физическими.
  Высший способ жизни ( по В. Штерну) имеет три уровня: первый- жизнедеятельность или биосфера индивида, второй- переживания и третий уровень - система культурных, социальных, моральных и религиозных ценностей, которые личность усваивает путем так называемой интроцепции- внутреннего восприятия. Стержень личности определяется ее чертами в характере человека, обладающими высокой степенью устойчивости.
  Среди шести главных духовных сфер общества выделяют: науку, эстетику, экономику, религию, политику, отношения с другими людьми. И соответственно, типы личностей: теоретическая личность, эстетическая, экономическая, религиозная, политическая и др.
  К числу персоналистических направлений психологии принадлежат: теория самореализации Г. Олпорта; концепция самоактуализации А. Маслоу, в основе которой лежит утверждение, что социальность человека содержится в самой его природе, люди имеют потребность в общении, любви, уважении, сопричастности и т.п.; концепция отношений в структуре личности
  К.Роджерса, центральная идея которой состоит в том, что действительную структуру личности отражают соотношения содержания личности, представления человека о себе, своем «Я» и о своем идеальном «Я», о том типе личности, каким она желает стать.
  2. Психика и высшая нервная деятельность (И М. Сеченов, И.П. Павлов). Отражательная деятельность человека обусловлена рефлекторной деятельностью мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является русский физиолог и психолог И.М. Сеченов, доказавший, что источником психических актов как отражения действительности являются внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением, что осуществляется благодаря рефлекторной деятельности головного мозга.
  В своей основной работе «Рефлексы головного мозга», опубликованной в 1863 г., И.М. Сеченов писал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлексами», что без внешнего чувственного раздражителя невозможна психическая деятельность.
  Учение И.М. Сеченова о рефлекторной природе психики далее развил И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на три главные принципа научного исследования:
  1) принцип детерминизма, т.е. причины любого действия, эффекта;
  2) принцип анализа и синтеза, т.е. разложение целого на части и создание нового целого из элементов;
  3) принцип структурности и включения динамики в структуру.
  Фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды. Доказано, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в деятельности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивая потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются сложные временные нервные связи, при помощи которых осуществляется регуляция отношений между организмом и внешней средой, а также регуляция деятельности самого организма. Эту деятельность головного мозга Павлов и назвал высшей нервной деятельностью.
  Рефлекс - это ответ организма на раздражители, осуществляется с помощью нервной системы.
  Основные процессы нервной деятельности - возбуждение и торможение. Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря иррадиации возбуждения в сознании возникают разнообразные ассоциации - образы, мысли, чувства, которые усиливают или тормозят исполняемую деятельность.
  При концентрации возбуждения в одном участке коры другие участки коры в это время тормозятся.
  Различают положительную и негативную индукцию. При положительной индукции торможение в определенном пункте коры вызывает возбуждение в других ее участках. Деятельность организма в таких случаях происходит в направлении этого возбуждения, усиливается внимание к содержанию деятельности.
  Внешнее торможение - это проявление действия негативной индукции. Тормозные процессы, возникающие в клетке в результате перенапряжения, оберегают ее от разрушения. Это торможение называют защитным торможением.
  Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциальное торможение. Если из условных раздражителей, на которые выработан условный рефлекс, подкреплять безусловными раздражителями только некоторые, то затем условный рефлекс проявляется на те условные раздражители, которые подкреплялись безусловным. Возбуждение же от других, не подкрепленных, раздражителей тормозится, и условный рефлекс на них не проявляется.
  Это проявляется в учебно-воспитательной деятельности. Различение, уточнение и освоение знаний или актов поведения бывает эффективным тогда, когда существенные свойства в них так или иначе подкрепляются, а несущественные - тормозятся.
  Наряду с замыкательной большие полушария головного мозга осуществляют также аналитико-синтетические функции. Простейший анализ осуществляют и низшие отделы центральной нервной системы. Высший анализ, который является базовым относительно актов поведения, осуществляется при помощи коры больших полушарий головного мозга. Суть работы коры состоит в анализе и синтезе раздражителей, поступающих в кору.
  Аналитическая деятельность осуществляется при помощи специальных механизмов - анализаторов. Они возникают в процессе биологического развития вследствие приспособления к условиям жизни.
  Процесс анализа основан, с одной стороны, на анализаторной способности рецепторов, периферийных окончаний, а с другой - на торможении, которое развивается в коре больших полушарий головного мозга и определяет то, что не соответствует действительности, и то, что соответствует. Процесс торможения способствует коррекции аналитической деятельности больших полушарий головного мозга.
  Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют и синтетическую деятельность, суть которой состоит в замыкании нервных связей.
  Синтетическая деятельность больших полушарий бывает очень сложной. Возникают цепочки и системы временных связей. Те процессы, которые в психологии называют ассоциациями, являются созданием временных связей, т.е. актами синтеза. Мышление, указывал И.П.Павлов, представляет собой ассоциацию - сначала элементарную, а потом цепочки ассоциаций, каждая же первая ассоциация - это момент рождения мысли.
  Познавательные процессы, мышление - это сложная аналитико­синтетическая деятельность коры. Специфически человеческое мышление возникает на основе аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий на основе языка.
  Деятельность больших полушарий головного мозга - это сигнальная деятельность. Большие полушария головного мозга всегда действуют в ответ на разнообразные раздражители, которые сигнализируют о том, что имеет значение для жизни организма (звук может свидетельствовать об опасности и т.п.).
  Сигналы, вызываемые предметами, их свойства, или явления природы, представляют первую сигнальную систему, которая свойственна животным и людям. Первая сигнальная система - это физиологическое основание ощущений, представления, восприятия.
  Язык и, прежде всего, кинестетические раздражители, идущие в кору от языковых органов, - это другие сигналы, сигналы сигналов (каждое слово заменяет собой соответствующий первый сигнал, т.е. сигнализирует первые сигналы); вторая сигнальная система, функционирующая в комплексе с первой.
  Большие полушария головного мозга - чрезвычайно сложная динамическая система. В процессе деятельности постоянно возникают новые условные связи. Они объединяются в определенные системы. Системность связей обеспечивает успех деятельности животных и человека.
  Процессы, которые происходят в больших полушариях головного мозга, постоянно стремятся к интеграции. Множество раздражителей, которые поступают в большие полушария как извне, так и изнутри организма, сталкиваются, взаимодействуют, систематизируются и создают динамический стереотип.
  Динамический стереотип лучше создается тогда, когда раздражители действуют в определенной системе, в определенной последовательности и в определенном порядке. Динамический стереотип поддерживается соблюдением определенного внешнего порядка, системы и режима деятельности.
  3. Бихевиоризм. Американская психология разработала науку о поведении (Уотсон), или бихевиоризм, предметом изучения которой стало изучение поведения как внешней реакции организма на стимулы, действующие на него. Поведение, по мнению бихевиористов, формируется врезультате неосознанного выбора физических движений как реакций на стимулы.
  Вид активности человека описывается понятиями: стимул - реакция, приобретение навыков, интеграция навыков, промежуточная переменная, потенциал возбуждения и торможения, ожидание, знание и т.п., а процесс решения задач осуществляется едиными способами - методом «проб и ошибок», т.е. «слепым» подбором выполненных наугад движений.
  Главное в поведении - это навыки. Мышление сводится к языку и языковым навыкам. Ведущий метод обучения - дрессировка, в процессе которой приобретаются необходимые навыки. Осознание цели, содержания и процесса обучения бихевиористы недооценивают.
  4. Гештальт-психология. Немецкие психологи (Вертгеймер, Келлер, Коффка, К. Левин) на основании специальных исследований выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов (образов, форм).
  Образ и форма отраженного предмета - функциональная структура, которая, соответственно действию ее законов, упорядочивает разнообразие отдельных отраженных явлений. Гештальты - образы, первичные по отношению к своим компонентам. Внутренняя, системная организация целого (образа, формы) предмета определяет свойства и функции частей, составляющих это целое.
  Идея целостности над структурой опровергла представление о принципе расчленения сознания на элементы и построения на этих элементах по законам ассоциаций или творческого синтеза сложных психических феноменов.
  Применение принципа целостности в психологических исследованиях позволяет изучить важные психические свойства отражения и его продуктов- образов. В частности: константность, структурность, зависимость восприятия образа предмета от его окружения (фона).
  Важным достижением гештальт-психологии было открытие законов образов: тяготение частей к созданию симметричного целого; группирование частей в направлении максимальной простоты, равновесия; «прегнанности»- стремления психического феномена приобрести определенную, четкую и завершенную форму.
  5. Структурная психология. Структурная психология основным принципом считает изучение структуры сознания. Понятие структуры сознания предусматривает наличие элементов и связи между ними.
  В структуре сознания различались три элемента: ощущения - простейший элемент, его качество, интенсивность, четкость и продолжительность; образ и чувство в его элементарной форме.
  Предметный характер восприятия отбрасывался и считался ошибкой стимула, что приводило к подмене самого ощущения знанием о вызвавшем его стимуле. Эта целостность - не сумма отдельных психических процессов, а своеобразная структура с заложенными в нее свойствами, которые не вытекают из свойств отдельных элементов психической жизни. Наоборот, свойства целого определяют свойства отдельных частей.
  6. Психоанализ. Исследования в отрасли психопатологии и психиатрии вызвали необходимость изучать роль и действие неосознаваемых факторов, определяющих потребности личности и мотивы ее поведения. Так возникло психоаналитическое направление в психологии (З.Фрейд) [21; 59].
  Концепция З.Фрейда о подсознательном вобрала в себя множество разных сведений, догадок и предположений.
  Психоанализ тесно связан с теорией З. Фрейда о переживаниях в психической деятельности личности подсознательных, интенсивных влечений.
  В структуре личности З. Фрейд выделяет три компонента:
  1) ид (оно) - ячейка инстинктов, влечений;
  2) эго (Я) - регулятор, который воспринимает информацию об окружении в состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;
  3) супер-эго (Сверх - Я) - совокупность моральных стандартов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, преимущественно неосознанно, в процессе воспитания.
  По мнению З. Фрейда, внутри человека вечно происходит таинственная война между утаенными в глубинах, неосознаваемыми психологическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.
  Последствия таинственной войны внутри человека (основной ее силой являются сексуальные влечения - либидо), приводят к тому, что он неизбежно постоянно пребывает в состоянии конфликта с самим собой и социальной средой.
  Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить обходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротические симптомы, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.
  Зигмунд Фрейд создает понятие механизма защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:
  - компенсация - механизм возмещения отсутствия или дефекта каких- то физических или психических качеств;
  - вытеснение нежелательного в сферу подсознания;
  - рационализация - попытка осознания, рационального объяснения или оправдания подсознательных мотивов;
  - идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;
  - сублимация - трансформация неосознаваемых сексуальных импульсов в творчество (искусство, науку);
  - регрессия - возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны с либидо);
  - механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарциссизма и т.п.
  Последователи учения З. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы «Я» как автономного образования, имеющего собственные энергетические силы и свободного от конфликтов.
  Согласно теории А. Адлера ведущим мотивом деятельности человека является врожденное стремление к главенству, власти. Истоки этого стремления - чувство неполноценности. Структура личности, по Адлеру, возникает в 5 лет.
  К. Юнг утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сферы человеческой психики - архетипов. Они выражаются внешне в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представление о строении психики: система «Самость», «Персона», «Тень», «Анима» и «Анимус» со сложными отношениями между собой. «Персона» - социальная оболочка личности. «Тень» - совокупность темных влечений.
  Широкое распространение получила юнговская концепция типов личности: экстравертов и интровертов. Первые свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становятся основой отчуждения от самого себя. Другие - интроверты - всю энергию направляют на себя, на свою психику.
  7. Психология установки. Психологическая установка - теория, разработанная грузинским психологом М.Д. Узнадзе, раскрывает закономерности неосознаваемой регуляции психических состояний, что обеспечивает человеку готовность к действию, выполнению деятельности, направленной на удовлетворение собственных потребностей.
  В классическом варианте установки человека - это первичная, неосознанная реакция на ситуацию, в которой он осознает и решает задачи.
  В зависимости от того, на какой компонент деятельности направлена установка, выделяют три типа регуляции деятельности человека:
  - смысловые установки, когда предметом становится мотивация деятельности;
  - целевые установки - осознание продукта, который должен быть создан действиями;
  - операционные установки - способность осуществлять регуляцию деятельности, соответственно условиям ее осуществления.
  Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются в саморегуляции деятельности:
  - установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный процесс осуществления действия, т.е. являетсямеханизмом стабилизации, который сохраняет их направленность в беспрерывно меняющихся условиях деятельности;
  - фиксированная установка освобождает сознание человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать действия в стандартных и известных условиях;
  - установка может стать фактором, который обусловливает инертность, возбудимость действий, их скованность, что создает трудности в приспособлении к новым условиям выполнения деятельности.
  Отечественная психология своими исходными позициями считает принципы целостности психической жизни личности, взаимосвязи психических процессов и свойств, развития личности в процессе обучения и воспитания, социальной обусловленности психической жизни человека [29, с.27-44].
  Задания
  Раскройте и охарактеризуйте основные направления современной психологии, опираясь на исследования персоналистических направлений, психики и высшей нервной деятельности, бихевиоризма, гештальт- и структурной психологии, психоанализа и психологии установки.

Назад Содержание Вперед