Основания проведения предварительного слушания
Включение в систему общего порядка подготовки к судебному заседанию процедуры предварительного слушания и распространение его действия на все категории уголовных дел, рассматриваемых судами первой инстанции, представляет дополнительную гарантию обеспечения законности и соблюдения процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, существенную форму реализации принципа состязательности при осуществлении правосудия по уголовным делам.
Согласно ч. 1 ст. 229 УПК РФ поводом для проведения предварительного слушания судом является ходатайство стороны или собственная инициатива судьи при наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 229 УПК РФ. Однако сторона должна заявить такое ходатайство после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Таким образом, заявление ходатайства о проведении предварительного слушания не должно выходить за пределы установленного ч. 3 ст. 227 УПК срока принятия судом основных решений в порядке общей подготовки к судебному заседанию.
В случае отсутствия ходатайства стороны о проведении предварительного слушания закон допускает его проведение по инициативе судьи для принятия решений по вопросам, указанным в ч. 2 настоящей статьи. Сроки проведения предварительного слушания определены в ч. 3 ст. 227 УПК.
При отсутствии указанных в ч. 2 данной статьи оснований предварительное слушание не проводится.
Представляемое в суд ходатайство стороны об исключении доказательства основано, как правило, на утверждении о нарушении правил допустимости доказательств при доказывании в стадии досудебного производства по уголовному делу. Эти правила призваны обеспечить достоверность средств доказывания и получаемой информации об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу. Законодатель не только устанавливает допустимые виды доказательств, источники, порядок их получения и оценки, но и указывает на ряд допускаемых нарушений этого порядка, констатация которых лишает их юридической силы.
Законные средства получения доказательств признаются одной из гарантий правосудия. Этой гарантии придается конституционное значение. В Конституции РФ указывается, что "при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона" (п. 2 ст. 50 Конституции РФ).
Уголовно-процессуальное законодательство прямо устанавливает недопустимость доказательств, полученных с нарушением установленной этим законом формы.
Полученные подобным образом доказательства не могут быть положены в основу обвинения и использованы при доказывании согласно ст. 73 УПК РФ.
Доказательства признаются недопустимыми при наличии следующих обстоятельств:
1) когда доказательство получено ненадлежащим субъектом вследствие нарушения закона о подследственности, подсудности;
2) данные об обстоятельствах по делу получены без проведения следственного действия или из источников, не названных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ;
3) при нарушении запретов, ограничений, установленных применительно к отдельным источникам доказательств (с нарушением свидетельского иммунитета);
4) при нарушении процессуальных правил собирания, проверки доказательств и фиксирования проведенных следственных действий (без получения в судебном порядке разрешения на проведение следственного действия - ст. 165 УПК РФ).
Основания для принятия решения о возвращении уголовного дела прокурору указываются в ст. 237 УПК и касаются различных нарушений, допущенных при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта и предоставлении их копий обвиняемому в целях обеспечения его права на защиту, а также, если имеются основания для соединения уголовных дел, предусмотренные ст. 153 УПК, или при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК РФ.
Приостановление производства по делу осуществляется при наличии оснований, предусмотренных ст. 238 УПК. Эти основания связаны с отсутствием обвиняемого и неспособностью его участвовать в производстве по делу (см. ст. 238 УПК РФ).
Назначение рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей отличается рядом существенных особенностей.
Слушание по делам этой категории происходит в порядке, предусмотренном ст. 234 УПК РФ, однако носит обязательный характер и по содержанию обсуждаемых вопросов существенно отличается от общего порядка регулирования этой формы организации подготовки к судебному заседанию. В частности, уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в указанном составе. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее 20, а также указано открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыто судебное заседание. Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается (ст. 325 УПК РФ).
Основанием для проведения предварительного слушания является также необходимость решения вопроса о рассмотрении уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).
Назад | Содержание | Вперед |