ТЕМА 4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Важнейшим мероприятием, проведенным князем Владимиром (980-1015), явилась религиозная реформа.
Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати.
Было предпринято 2 попытки религиозной реформы:
1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства;
2) введение христианства (988).
Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином, Владимир крестил и Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.
Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения Владимир послал отряды, возглавляемые Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Причины сопротивления северных городов христианизации:
• там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов - волхвов, кудесников);
• настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева.
Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.
Значение принятия христианства
• Изменилось международное положение Киевской Руси, облегчились контакты с другими европейскими государствами.
• Русская церковь стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
• Миссионерская деятельность церкви на землях, населенных финноязычными и тюркоязычными племенами, смягчала процесс становления многонационального государства (государство складывалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным).
• Способствовало укреплению власти князя.
• Способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской живописи, архитектуры, письменности, литературы.
• Привело к смягчению царивших на Руси нравов (запрещались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах).
• Способствовало совершенствованию огородничества (многодневные христианские посты способствовали распространению овощей, многие из которых стали известны на Руси благодаря византийцам).
Назад | Содержание | Вперед |