ТЕМА 3. РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII вв

  Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства - закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Возникновение государства всегда является результатом внутреннего развития. Оно не может быть навязано обществу внешней силой. Это следует учитывать при анализе теорий образования государства у славян.
  Еще в XVIII в. складываются две основные концепции, объясняющие процесс формирования государственности у восточных славян.
  1. Норманнская (Байер, Миллер). Суть ее сводится к тому, что славяне в IX - Х вв. «жили звериньским образом» (выражение из «Повести временных лет»), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов.
  2. Антинорманнская. Ее сторонники доказывают абсолютную самобытность славянской государственности.
  Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманнистов» и «антинорманнистов», отмечая, что возникшие у славян в VIII - К вв. предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.
  В VII - К вв. происходит объединение славянских племен в союзы и сверхсоюзы - протогосударственные объединения:
  • в Среднем Поднепровье во главе с полянами и центром в Киеве;
  • на северо-западе Восточной Европы с центром в Новгороде.
  В 882 г. новгородский князь Олег (родственник Рюрика) завоевал Киев, который стал центром Древнерусского государства Киевской Руси.
  Внутренняя политика киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972), Владимира (980-1015), Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125) - имела две составляющие:
  1) расширение территории за счет присоединения славянских племен;
  2) сбор дани с этих территорий.
  Система управления в Киевской Руси Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.
  Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми и междоусобицы.
  Князя окружала дружина, делившаяся на «младшую» и «старшую». Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем. Участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружинники могли спорить с князем, требовать от него большей щедрости.
  Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли совет - «думу» князя. Они стали именоваться боярами.
  Бояре занимали высшие должности, к которым относились следующие:
  • воевода - предводитель военного отряда,
  • тысяцкий - княжеский воевода, предводитель городского ополчения - «тысячи», в мирное время ведал делами городского управления,
  • посадник - наместник в городе.
  Низшие государственные должности занимали «молодшие» дружинники: подъездной - судебный чиновник, мечник - судебный исполнитель, данник - сборщик поземельных податей, вирник - сборщик штрафов (вира - штраф), мытник - сборщик торговых пошлин (мыт - пошлина с торговли).
  Княжеская власть была ограничена элементами народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало активно в IX - XI вв. и позднее. Народные старейшины - «старцы градские» - участвовали в княжеской думе, и без их согласия трудно было принять какое-либо решение.
  Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси:
  • взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;
  • защита границ и торговых путей от кочевников.
  Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) - расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей.
  Во время правления Ярослава начинается составление «Русской правды» - свода законов Древнерусского государства.
  В XI в. складывается так называемая краткая редакция «Русской Правды». Она состояла из двух частей:
  1) «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») - в ней использовались уже существовавшие правовые нормы.
  2) «Правда Ярославичей» - появилась в 70-х гг. XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения (домен - лат. «владение») - большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
  Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды».
  После смерти Ярослава Мудрого усилилась тенденция к раздроблению русских земель.
  В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха князья собрались на съезд в Любече, на котором было принято решение: «Кождо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий князь. От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор - появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников - половцев. Но и после Любечского съезда прекратить усобицы не удалось.

Назад Содержание Вперед