ТЕМА 2. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ИХ СОСЕДИ

  Многие ученые полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появились в VII - VIII вв. н.э.
  Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями:
  1) Приднепровье заселялось выходцами с Карпат,
  2) Север - с побережья Балтийского моря.
  Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (то есть исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII - VIII вв. они уже составляют значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен на эту территорию не было завоеванием. Плотность населения здесь была очень низкой, и славянам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями - угро-финнами и балтами.
  Отношения славян с другими соседями были более сложными. В IV - VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV - V вв.) пришли авары и в середине VI в. возник Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в их состав входили также монгольские и угро-финские племена. Образовав свою державу - каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.
  Аварский каганат подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сохранила предание о насилии аваров над дулебами во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610 - 641 гг.).
  В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство - объединение разных племен, где основным источником богатства знати была военная добыча. Внутренние усобицы быстро привели к распаду государства. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где заняла Добруджу, подчинив себе местные славянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав крупное государство - Волжско-Камскую Болгарию (или Булгарию).
  В VII в. на юге появился другой тюркский народ - хазары. Они создали свой каганат, расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца !Х в.
  В VII - VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так, из древнейшей летописи «Повести временных лет» мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах - полянах, живших в среднем Поднепровье (среди полей), их соседях древлянах, находившихся южнее Припяти (среди лесов), волынянах (или бужанах) - до Западного Буга, хорватах - в верховьях Днестра, тиверцах - ниже по Днестру, уличах, живших в южном Поднепровье, северянах - северных соседях полян, радимичах, живших в бассейне р. Сож, дреговичах, селившихся между Припятью и Двиной (от «дрягва» - болото), кривичах, главным городом которых был Смоленск, словенах, живших у озера Ильмень, и других.
  Основу экономики восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесостепях преобладала залежная, или переложная, система земледелия, при которой траву выжигали, золой удобряли землю, потом использовали ее до истощения и переходили («перекладывались») на новые участки. В лесах же применялась подсечно-огневая система: в первый год деревья подрубали, они сохли на корню, а во второй год - выкорчевывали и сжигали вместе с выкорчеванными пнями, полученный участок также использовали до истощения. Пахоты не велось, землю лишь рыхлили. С VIII в. в лесостепи и степи появляется пашенное земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо. Было распространено и скотоводство. Славяне разводили коров, свиней, в качестве тяглового скота на юге использовались волы, на севере - лошади.
  У славян были распространены также лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Добывание меда диких пчел из естественных дупел называлось бортничеством (борть - дупло дерева). Из ремесел наиболее распространенными были кузнечное, гончарное, ювелирное. О развитии торговли говорит упоминание в «Повести временных лет» торгового пути, которым пользовались еще древние греки - пути «из варяг в греки». Торговали славяне преимущественно мехами, медом, покупали у иноземных купцов ткани, ювелирные изделия, вино, пряности.
  Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча: вожди славянских племен совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Постепенно вокруг князей складывается дружина - группа постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Выделение дружины было важным этапом формирования у славян государственности. Однако в VI - VIII вв. важнейшими элементами политической организации славянских племен оставались совет старейшин и вече - общее собрание свободного мужского населения племени. Основной общественной организацией славян была вначале родовая, а затем соседская община, называвшаяся мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю).
  Селились славяне преимущественно по берегам рек. В небольших поселках жило от нескольких до нескольких десятков семей. Поселки объединялись в «гнезда» из 3 - 4 поселков. Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 - 20 м . Пол в таком жилище был на 1 - 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной. Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.
  Славяне были язычниками. В их верованиях различают два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян является предметом научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей этих богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Даждьбог - Бог Солнца, Перун - Бог грома и молний, Стрибог - Бог ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям.

Назад Содержание Вперед