1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта земельного права

  Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со Столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, что каждому крестьянину царским указом от 9 ноября 1906 г. “О новом льготном порядке выдела из общин“ было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными и правительственными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы — жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок в развитии капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не смогла ввиду примитивности агропроизводства. Так, по переписи 1912 года 31,5 % крестьянских хозяйств были безлошадными, удобрения в виде навоза при правильном использовании могло бы хватить лишь на 15 % посевов.
  В 1910 г. 43 % орудий вспашки почвы у крестьян составляли сохи. На всю страну было всего 187 тракторов. Данные по 50 губерниям Статистического ежегодника на 1913 г. показывают, что среднегодовая урожайность пшеницы в 1901 — 1905 гг. составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906—1910 гг. — 42,7 пудов, т. е. снизилась и была в четыре раза ниже, чем в Англии, и вдвое меньше, чем во Франции.
  Столыпинские преобразования в деревне не были восприняты практически всеми слоями российского общества, в том числе самим крестьянством, мировоззрение которого строилось на соборности, общности, что мало принималось государством в расчет.
  В научных трудах западных и отечественных ученых-аграр- ников (А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева и др.) крестьянское и фермерское хозяйства рассматриваются как термины, имеющие различное экономическое и социальное содержание. Крестьянское хозяйство существует при минимальном обращении к рынку, лишь в мере образования избыточного продукта. Его главная мотивация — производство продуктов для семьи. Фермерское хозяйство имеет явно выраженный предпринимательский характер, осуществляемый на принципах извлечения прибыли.
  В развитых западных странах фермерские хозяйства представлены довольно широким спектром организационно-производственных структур, что закреплено специальным законодательством. В США существуют три основных вида фермерских хозяйств: собственно семейная ферма, партнерство и корпорация. Партнерство — это образование, когда владельцами фермы являются два и более лица, состоящих или не состоящих в родстве и соединивших свои капиталы и землю с целью получения предпринимательского дохода в большем размере и других преимуществ, связанных с размером хозяйства. Корпорации — это акционерные общества, как правило, закрытого типа, в которых могут объединяться члены семьи, близкие родственники и другие лица. Акционеры отвечают за дела своего предприятия в пределах вложенного капитала.
  С учетом сказанного следует признать обоснованными предложения ученых-аграрников (З. С. Беляева, В. В. Устюкова, Л. Н. Девяткина и др.), чтобы закон о фермерском хозяйстве регулировал отношения только семейных сельских хозяйств. Партнерские же хозяйства должны создаваться в различных формах товариществ и акционерных обществ. При совершенствовании законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах следовало бы подчеркнуть также его трудовой аспект. Семейно-трудовой характер фермерских хозяйств во всех странах рассматривается в качестве их существенной отличительной особенности от иных видов предпринимательства. Американские ученые в некоторых случаях для выделения семейных форм ведения сельскохозяйственного производства от прочих применяют такой критерий как использование менее 1,5 наемных рабочих в среднегодовом исчислении.
  Фермерский сектор в сельском хозяйстве России начал складываться с 1990 года, и к началу 1994 года насчитывалось 269 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжении которых было 11,3 млн земельных угодий (около 6 % земель сельскохозяйственного назначения). Средний размер сельхозугодий одного хозяйства составлял 43 га, более 50 % имели площадь менее 20 га. Располагая 6 % земель, фермерские хозяйства произвели в 1993 году только 3 % сельскохозяйственной продукции от общего объема.
  Следует заметить, что в 1994—1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.
  Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности фермерских хозяйств.
  На развитии фермерских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные фермерские хозяйства, многие из которых не могли начать производственную деятельность. В течение 1994— 1995 годов резко сократилось число желающих образовать фермерские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 % хозяйств имеют менее 10 га земли).
  Отметив эти и другие проблемы, правительство РФ в целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 “О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе” Постановлением от 19 декабря 1996 г. № 1499 утвердило Федеральную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996—2000 годы.
  Учитывая тот факт, что около 40 % фермерских хозяйств имеют незначительные по площади угодья, Н. Н. Осокин отмечает, что нужна политика, направленная не на создание карликовых, заранее неэффективных хозяйств, а на обустройство их в экономически целесообразных размерах.
  Такой вывод подтверждается мировым опытом проведения земельных преобразований. Наиболее успешным был переход от феодальных земельных отношений к фермерским в Великобритании. В результате целенаправленной аграрной политики государства в течение длительного исторического периода и жесткой конкурентной борьбы сельское хозяйство Великобритании ныне представлено самыми крупными в Европе фермами с самой высокой производительностью труда. В 1991 г. Британия имела 341 тыс. ферм со средним размером сельхозугодий 107 га. Причем более половины сельскохозяйственной продукции обеспечивается 42 тыс. наиболее крупных ферм — с площадью от 150 до 200 га и более. На каждые 100 га в Великобритании имеется 77 тракторов (в США — 30, во Франции — 83, в Западной Германии — 180).
  Правовое регулирование земельных отношений в возрождаемом фермерском секторе аграрной экономики современной России базируется на таких основополагающих правовых актах, как Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса (декабрь 1990 г.), Закон РСФСР о социальном развитии села (декабрь 1990 г.), Закон РСФСР о земельной реформе (декабрь 1990 г.), Земельный кодекс РСФСР 1991 года, ряд указов президента РФ, принятых в 1991 — 1993 гг., и постановлений правительства РФ. Специальным правовым актом является Закон РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, принятый 22 ноября 1990 г., с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1990 г. и последующими.
  Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства содержится в ст. 1 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и определяется следующим образом: “Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков”.
  В соответствии с указанной нормой все крестьянские (фермерские) хозяйства, образованные до принятия части 1 Гражданского кодекса РФ (21 октября 1994 г.), были зарегистрированы как юридические лица, даже если они были образованы одним лицом.
  В соответствии же со ст. 48 ГК РФ крестьянские хозяйства не входят в установленный перечень юридических лиц и, стало быть, не могут быть признаны таковыми. Более того, ст. 23 ГК РФ вполне конкретизирует их правовой статус. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, говорится в ней, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского хозяйства. При этом крестьянское хозяйство может состоять как из одного лица, так и из нескольких лиц (членов этого хозяйства) с правом использования наемного труда.
  В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой его является один из дееспособных членов этого хозяйства. Он представляет интересы хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями и гражданами, а также с государственными органами. Закон не требует принятия какого-либо документа при избрании главы крестьянского хозяйства. На практике, особенно когда крестьянские хозяйства создаются не близкими родственниками, вырабатываются учредительные документы — уставы, учредительные договоры и т. п. В них фиксируется факт добровольного объединения земельных и имущественных паев, избрания главы хозяйства, наименование хозяйства, доли членов хозяйства в праве совместной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. В договоре, уставе может быть зафиксировано правило о порядке пользования имуществом хозяйства и распоряжения им, если учредители его признают необходимым иметь иной, чем по взаимной договоренности, порядок использования и распоряжения имуществом (например, через доверенное лицо).
  Согласно ст. 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и ст. 58 ЗК РФ, право на создание такого хозяйства и получение земельного участка для этих целей имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Выбор претендента на создание крестьянского хозяйства осуществляет на конкурсной основе районная администрация, в ведении которой находится земельный участок. Отказ в предоставлении земельного участка для создания такого хозяйства вообще или спор о преимущественном праве на организацию рассматриваются судом.
  Выбор формы землевладения и землепользования при организации фермерского хозяйства (т. е. просить ли земельный участок в собственность, в пожизненное наследуемое владение или аренду), согласно ст. 58 ЗК РФ, предоставлено самому претенденту.
  Земельное законодательство РФ предусматривает два порядка предоставления земельных участков для ведения фермерского хозяйства:
  1) членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий из земель указанных предприятий;
  2) гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, из земель запаса и из специально созданного для этих целей фонда перераспределения.
  В первом случае предварительным условием предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства является преобразование колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий в иные организационно-правовые формы хозяйствования и приватизация их земель в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” и другими нормативными актами.
  Членам колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, как в процессе их реорганизации, так и после нее, пожелавшим выйти из коллективных хозяйств для организации фермерского хозяйства, должен быть выделен земельный пай в натуре, т. е. на местности. Выдел должен производиться с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования: участок не может быть раздробленным на полосы и удален от места жительства фермера более чем на 7 км (иначе, по мнению экономистов- аграрников, хозяйство будет нерентабельным). Местные органы по земельным ресурсам и землеустройству совместно с коллективными хозяйствами и, разумеется, с заинтересованным лицом согласовывают местоположение выделяемого земельного участка1.
  В соответствии с ч. 2 ст. 59 ЗК РФ в целях создания равных условий хозяйствования для ведения фермерского хозяйства предоставляются земельные участки, кадастровая оценка которых, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Для этих целей используются в первую очередь внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севооборота и другие сельскохозяйственные угодья. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству местными органами устанавливаются налоговые и другие льготы.
  Если в коллективном хозяйстве состояли членами или работниками с правом на земельную долю (пай) члены семьи выходящего либо иные лица, изъявившие желание создать единое крестьянское хозяйство, то их земельные доли объединяются в один массив. При этом должны учитывать предельные размеры земельного участка. Размер земельного участка определяется в каждом конкретном случае с учетом численности состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм, установленных ст. 36 ЗК РФ, где закреплено, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения фермерского хозяйства, устанавливаются представительными органами власти субъектов Российской Федерации. Так, Законом Ленинградской области от 6 мая 1995 г. “О порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области” установлены размеры земельных участков от 5 до 30 га.
  В случае недостаточности размера земельного пая, предоставляемого в собственность бесплатно для организации рентабельного хозяйства, выделяющийся вправе ходатайствовать о дополнительном до предельного размера участке, но уже за плату. Участок может быть увеличен также путем аренды, в том числе у собственников земельных долей, являющихся членами, работниками или пенсионерами коллективных хозяйств.
  В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства допускается с разрешения правительства РФ изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; выделение по согласованию с органами лесного хозяйства фермерским хозяйствам лесных земель с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.
  Согласно ст. 60 ЗК РФ, гражданам, не являющимся членами колхозов и работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации фермерского хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда (земель перераспределения), а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве. Процедура предоставления земельного участка в собственность, в пожизненное наследуемое владение или аренду, а также процедура оформления права собственности на земельную долю и выдела ее в натуре для организации фермерского хозяйства одинакова и предусмотрена Указом Президента от 27 октября 1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”.
  Выполнение установленных законодательством формальностей, связанных с приобретением земельного участка в собственность, в пожизненное наследуемое владение или заключением договора аренды для организации фермерского хозяйства, завершается регистрацией данного хозяйства в районной администрации.
  По мнению В. X. Улюкаева, крестьянское хозяйство, во- первых, может быть признано и зарегистрировано в качестве:
  а) индивидуального предпринимателя, каковым должен быть его глава, при котором формируется производственная структура (члены хозяйства, наемные работники);
  б) коммерческого сельскохозяйственного предприятия (товарищества, общества или производственного коллектива). Во-вторых, крестьянские хозяйства, зарегистрированные до введения в действие 1 ч. ГК РФ в качестве юридических лиц, должны быть перерегистрированы в установленном порядке.
  Районная администрация ведет на каждое фермерское хозяйство регистрационную карточку, а сельская (поселковая) — вносит его в похозяйственную книгу.
  Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания фермерского хозяйства или иным мотивам, равно как и уклонение от регистрации, может быть обжаловано в суде.
  Отношения фермерского хозяйства после его регистрации с другими государственными, кооперативными и иными юридическими лицами по всем возможным спорам подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а с гражданами — в общих судах.
  Местонахождение фермерского хозяйства определяется местом его регистрации. Если при его образовании был составлен учредительный договор или устав, то он представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
  За гражданами, получившими земельные участки для ведения фермерского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, приусадебный надел при доме сохраняется. Это означает, что фермерское хозяйство может быть организовано и без переселения на выделенный земельный участок, на хутор.

Назад Содержание Вперед