3. Принципы государственного управления

  Принцип (лат. principium — основа, первоначало) трактуется как основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило поведения.
  Характерно, что, исследуя по существу одну и ту же объективную реальность, только в других объемах и аспектах, философы и социологи, экономисты и юристы выводят различные принципы управления обществом. Недостаточная разработка теоретических и методологических основ, выделения и систематизации в целом принципов научного управления обществом находит свое отражение в исследованиях, посвященных принципам государственного управления.
  Профессор Ю. М. Козлов отмечал, что в современной России еще не решен вопрос о принципах исполнительной власти и с определенной долей условности можно вести речь о таких принципах, как разделение властей, федерализма, законности, демократизма, обеспечения прав и свобод граждан, сочетания единоначалия и коллегиальности, гласности, функционально-отраслевой специализации.
  Однако, по его мнению, это лишь предположение, хотя и весомое. Главное же состоит в том, что отсутствие должной продуманности и взвешенности при критическом анализе старой системы управления привело к тому, что вместе с негативными ее элементами фактически были полностью утрачены и те, без которых никакая система управления не в состоянии выполнить свою социальную миссию. На смену управляемости (бюрократического централизма) пришла слабая управляемость (неуправляемость).
  В частности, наглядно проявились элементы управленческой «распущенности», когда на уровне регионов нередко игнорируются решения федеральных органов, государственная дисциплина всё в большей степени становится крайне расплывчатым и произвольно толкуемым понятием, ослабла управленческая вертикаль и т. п. Создается впечатление, что в России государственное воздействие на общественную жизнь значительно слабее, чем в государствах с развитыми рыночными отношениями.
  Во многом это связано с явной неподготовленностью нашей управленческой элиты к глубокой реформации политической и экономической систем. Вот почему закономерно возникают требования «снизу» об укреплении вертикали исполнительной власти, т. е. усилить централизованное государственное воздействие на основные стороны жизни страны, укрепить исполнительскую дисциплину, решительно преодолеть сепаратистские тенденции в сфере управления, «оживить» принцип планирования, обеспечить реальное государственное регулирование цен, тарифов, налогов и т. д., т. е. сохранить всё то, без чего невозможно управлять делами государства и общества даже в самых развитых странах.
  Продолжая эту мысль, профессор А. П. Алехин считает, что система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов: приоритета личности, ее прав и свобод; разделения осуществления государственной власти; федерализма; единства системы исполнительной власти; законности; гласности; ответственности.
  Профессор Д. М. Овсянко выделяет следующие принципы органов исполнительной власти: народовластие (ст. 3 Конституции РФ); верховенство закона (ст. ст. 4, 15); разделение и взаимосдерживание властей (ст. ст. 10, 11); разграничение полномочий федеральных и региональных органов (ст. ст. 11, 78); законность (ст. 15); гласность (ст. 15); приоритет и гарантированность прав личности (ст. ст. 2, 7); федеративного устройства государства (ст. 5); централизация (ст. 74); плановости; дифференциация (разделение) и фиксирование функций и полномочий органов и должностных лиц.
  Профессор А. П. Коренев все принципы государственного управления разделяет на две группы: общие (социально-правовые) и организационные.
  К общим относятся принципы объективности, конкретности, эффективности, сочетания централизации и децентрализации, законности и дисциплины.
  Принцип объективности означает, что социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуется познание и умелое использование объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным тогда, когда люди, познав объективные законы, сознательно используют их, «заставляя служить» самым насущным интересам. Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного предвидения.
  Принцип объективности предполагает использование выводов и рекомендаций науки, изучение и обобщение собственного опыта деятельности органов исполнительной власти России и зарубежных стран.
  Суть принципа конкретности состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится.
  При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Достоверная информация позволяет установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и определить в соответствии с этими целями и действия людей, т. е. конкретизировать пути и средства достижения целей управления.
  Суть принципа эффективности заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, оборона и т. д., связано с материальными и духовными ценностями, финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др.
  Организационные принципы управления также можно условно разделить на две подгруппы:
  — принципы построения органов исполнительной власти — отраслевой, территориальный, линейный, функциональный;
  — принципы деятельности органов исполнительной власти — рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности, сочетание коллегиальности и единоначалия, ответственности.
  Рассмотрим принципы построения органов исполнительной власти.
  Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются соответствующие органы и аппараты (службы, подразделения). Так, для осуществления управления той или иной отраслью формируется орган исполнительной власти (министерство, федеральная служба, федеральное агентство).
  Суть территориального принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области).
  Применение линейного принципа обеспечивает то, что у нижестоящего аппарата или исполнителя имеется лишь одна вышестоящая инстанция или руководитель, полномочный давать указания, обязательные для исполнения нижестоящим аппаратом или исполнителем. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников.
  На основе функционального принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции. Применение функционального принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления. В соответствии с этим принципом формируются органы государственного управления, занимающие надведом- ственное положение и осуществляющие ту или иную функцию государственного управления (статистика, тарифы, финансовые рынки и др).
  Функциональный принцип применяется в структурах аппарата исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии реализовать все функции крупного органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции — финансовую, кадровую, планирования и т. д.
  Вторую группу организационных принципов составляют принципы деятельности органов исполнительной власти.
  Принцип рационального распределения полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
  Данный принцип имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик, краев и областей осуществляется на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами полномочий. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.
  Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления за состояние дел в соответствующей сфере или отрасли управления, а с другой — к мелочной опеке, ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.
  Сочетание коллегиальности и единоначалия выражается в том, что важнейшие вопросы исполнительной деятельности государства решаются коллегиальными органами исполнительной власти, например Правительством РФ, а вопросы текущего, оперативного характера, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единоначальными органами (министерствами). Сочетание коллегиальности и единоначалия проявляется также в единоначальном руководстве органом с коллегиальным обсуждением основных вопросов исполнительной деятельности на совещательном органе — коллегии, оперативном совещании. Это позволяет избегать одностороннего, субъективного принятия решений.
  Принцип ответственности субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связан с принципом рационального распределения полномочий. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.

Библиографический список

  Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. Ст. ст. 3, 7, 10, 11, 71, 72, 77, 78, 83, 110, 114, 130-133.
  Анализ проблемной ситуации в формировании концепции государственного управления/Атаманчук Г. В., Власенко И. С., Крошкина Г. Н и др.; РАН. М., 1994.
  Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. М.: Зерцало, 1997.
  Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.
  Бахрах Д. Н. Административная власть как вид государственной власти//Государство и право. 1992. № 3. С. 13-20.
  Бельский К. С. О функциях исполнительной власти//Государство и право. 1997. № 3. С. 14-21.
  Бельский К. С. О системе административного права//Государство и право. 1998.№ 3. С. 5-11.
  Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О разделении и взаимодействии властей в Российской Федерации//Государство и право. 2002. № 5. С. 13-16.
  Концепция развития системы исполнительной власти в Российской Федерации//Государство и право. 1996. № 8.
  Рыжов В. С. К судьбе государственного управления//Государство и право. 1999. № 2. С. 14-22.
  Старилов Ю. Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии//Государство и право. 2000. № 5. С. 12-21.

Назад Содержание Вперед