Демографические основы реформ пенсионной системы Узбекистана

Умурзаков Б.Х.
(Филиал Российской Экономической Академии им. Г.В.Плеханова, Республика Узбекистан, Ташкент)

  Как и во всем мире, проблемы демографии и реформы системы пенсионного обеспечения стали в центре внимания социологов и экономистов Узбекистана.
  Две причины стали определяющим фактором этой проблемы: старение населения и рост расходов на пенсионное обеспечение.
  Как показывают данные за последние годы (2000-2005гг.) в общей динамике изменение возрастной структуры Узбекистана медленно, но уверенно увеличивается удельный вес пожилого населения и по прогнозам до 2020 года возрастет от 6,4% до 12-15% (график 1).
  Удельный вес населения пенсионного возраста (55-60 +) увеличивается на фоне все более уменьшающегося контингента работоспособного населения.
  Изменение в демографической ситуации в ближайшие 10-15 лет способны значительно пошатнуть сложившийся баланс экономического и финансового состояния, что естественно отразится на поддержке системы социальной защиты и пенсионного обеспечения.
  Для преодоления этих проблем необходим широкий системный анализ, который послужит основным инструментом для определения места исследуемой задачи.
  Как уже писали, мы переходим на рельсы социальноориентированной рыночной экономики, в основе государственной политики, которой лежат приоритеты основных человеческих ценностей, определяемые через понятия благосостояния людей.
  Известно, что Всемирная Организация Здравоохранения, которая является структурным образованием ООН, еще в 1968 году сформировала перечень необходимых элементов, определяющих благосостояние конкретного человека и это понятие сегодня во всех странах признано как общечеловеческое, как мировое.
  В этом аспекте наш Президент И.А.Каримов неоднократно подчеркивает - «в условиях переходного периода необходимо правильное практическое сочетание двух основных факторов реформы - национальной специфики страны и стремление к восприятию общемировых тенденций экономического и социального развития».

График 1. Прогноз динамики изменения возрастной структуры. Все население (official stat.data)

  Как показывает опыт Российской Федерации и зарубежных стран, в том числе и развитых, проблема старения населения, финансовая проблема пенсионного обеспечения, сама система пенсионного страхования стала сегодня наиболее актуальной экономической, социальной и политической проблемой.
  Отношение общества и государства к пожилым людям во все времена определяло нравственное здоровье всего общества, поскольку эта категория людей является наиболее уязвимой на всех этапах экономического развития.
  Тем более в Узбекистане, как в восточной стране, пожилые люди, являясь уважаемыми аксакалами, очень сильно влияют на умы и действия активных слоев населения, тем самым оказывая свое действие на усиление или ослабление отдельных направлений социальной политики государства.
  Ясно, что уровень благосостояния граждан тем выше, чем больше национальный доход приходится на душу населения. Известно, что национальный доход тем выше, чем больше трудоспособное население, которые создают материальные блага.
  В этом аспекте интересны показатели затрат ряда государств СНГ на пенсионные выплаты в процентном отношении к ВВП (график 2).

График 2. Расходы на пенсионное обеспечение (в % к ВВП)

  Как видно из таблицы объем затрат на пенсионные выплаты в Узбекистане составляют 9,7% к ВВП, это наибольший показатель из всех приведенных стран.
  Реализация социальных задач, стоящих перед государством в условиях кардинальных реформ не может быть достигнуто только за счет увеличения объема отчислений, необходимо еще поэтапно привести пенсионную систему в соответствие с требованиями рынка, определить дополнительные источники для покрытия затрат пенсионных выплат, в том числе и за счет негосударственных форм пенсионного страхования.
  Надо сказать, что демографическая ситуация в Узбекистане сегодня благоприятствует осуществлению обдуманных поэтапных форм реформирования пенсионной системы. В 2005 году сделан первый шаг - введена система обязательной накопительной системы пенсионного страхования. В отличие от других государств система накопительного пенсионного обеспечения в Узбекистане вводится как дополнение к действующей государственной системе пенсионного обеспечения. Государство берет на себя гарантии за сохранность, увеличение процентов от накоплений, получаемых гражданами за использование накопительных пенсионных счетов. Это позволит в некоторой степени облегчить государственную пенсионную систему от неимоверных финансовых нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Демографический ежегодник Узбекистана. 2003г.
  2. Демографический сборник «World Population Ageing 19502005», Population Division DESA, United Nations.

Назад Содержание Вперед