§ 2. Политика «просвещенного абсолютизма»
XVIII век - время господства просветительской идеологии. Французские просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения - преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и устанавлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации, понимала, что править открыто и самодержавно, как Петр I, уже нельзя. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме «просвещенного абсолютизма», стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией.
Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с конкретными полномочиями, что улучшило управление страной из центра, но лишило Сенат законодательной функции, которая все более переходила к императрице. Дальнейшая централизация управления нашла свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине в 1764 году. Последний гетман К.Г. Разумовский был отправлен в отставку. Его место занял генерал- губернатор Малой России. Им Екатерина II назначила П. А. Румянцева, выдающегося полководца, человека решительного и энергичного. В условиях массового волнения монастырских крестьян Екатерина в 1764 году провела объявленную еще Петром III секуляризацию церковных имуществ. У церкви было отобрано более миллиона душ крестьян и для управления ими создана специальная коллегия - Коллегия экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими. Секуляризация укрепила экономическую базу самодержавия, покончила с экономической самостоятельностью церкви и окончательно превратила ее в часть чиновничье- бюрократического аппарата. Были установлены штаты и государственная оплата церковнослужителей.
Что же касается «правовой модернизации», то стоит отметить, что Екатерина II придавала огромное значение законодательству. В духе идей просветителей она писала, что законы создаются для «воспитания граждан» и, по подсчетам историков, за годы своего царствования, в среднем, издавала по 12 законов ежемесячно. Однако самым ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв в 1767 году «Комиссии для составления нового Уложения».
Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране и укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в Москве в 1767 году специальную комиссию по составлению нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 года. Комиссия должна была состоять из депутатов, избранных по сословному принципу, получивших наказы от своих избирателей. Созыву комиссии предшествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, получившего название «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения». «Наказ» императрицы был, по существу, теоретическим обоснованием политики «просвещенного абсолютизма». Он носил компилятивный характер, чего не скрывала и сама императрица. Почти три четверти статей «Наказа» были дословно заимствованы у западноевропейских просветителей Монтескье, Беккария, Бильфельда, Юсти. Однако эти заимствования были подобраны таким образом, что «Наказ» императрицы представлял собой целостное произведение, обосновывающее необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. В «Наказе» Екатерина II выступает апологетом собственной самодержавной власти: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства». Свобода же, или как она ее называет «вольность», в понимании императрицы «есть право делать то, что законы дозволяют». Свобода граждан, таким образом, вполне согласуется с сословным устройством российского общества и понимается как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: дворянам «законы дозволяют» одно, крепостным - совсем другое. Понимание Екатериной II равенства и свободы не идет дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Работа Уложенной комиссии началась в Грановитой палате Московского Кремля в июле 1767 года. Количество депутатов комиссии с абсолютной точностью не известно. В.О. Ключевский говорит о 564 депутатах, советские историки называют цифру 572. Помещичьи крестьяне были лишены права посылать своих депутатов: защитниками их интересов объявлялись помещики. Представителем дворцовых крестьян считалась сама императрица, экономических - Коллегия экономии. Дворянами же были депутаты не только от дворянского сословия, но и значительная часть депутатов от городов и все депутаты от правительственных учреждений (кроме Синода). Всего не менее 46 % депутатов являлись либо потомственными, либо личными дворянами, что и определило характер деятельности Уложенной комиссии. В первую очередь Комиссия обсудила и выработала «Проект о правах благородных», закрепивший все сословные права и привилегии дворян. Был подготовлен и «Проект прав среднего рода жителей», утверждавший сословную структуру городского населения. В мае 1768 года, в связи с обсуждением существующего законодательства о наказании беглых крестьян, немногочисленная, но активная группа депутатов подняла вопрос о причинах побегов крестьян. Дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников потребовали уничтожения помещичьего произвола, уменьшения и строгой регламентации крестьянских повинностей. Однодворец А. Маслов предложил передать крепостных крестьян в особую комиссию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалование помещику, освободив таким образом крестьян от помещичьего произвола. Однако подавляющее большинство депутатов выступило с защитой крепостничества и требованием расширения своих сословных прав и привилегий, поэтому как насмешка над крепостным выглядит разработанный Комиссией «Проект прав нижнего рода людей» с «правом» крестьянина «состоять в совершенной власти своего господина».
Таким образом, Екатерина II ясно увидела, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и привилегий. Не только отмена, но и любое серьезное смягчение крепостного права чревато недовольством дворянства, борьба с которым означала бы для императрицы неизбежную потерю трона. Дебаты в Комиссии отличались необычайной остротой и показали интересы и чаяния различных слоев населения и в то же время непримиримые противоречия между ними практически по всем вопросам. Создать общий закон, который сгладил бы социальные противоречия и установил в стране искомые «тишину и спокойствие», не удалось. Работа Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 года, когда ее деятельность была фактически прекращена под предлогом войны с Турцией. Однако «Наказ» Екатерины II, как и материалы Уложенной комиссии, позволяющие составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны, во многом предопределили дальнейшую практику императрицы, легли в основу многих последующих ее законодательных актов.
Следует отметить, что вся эта вышеописанная околокодификационная суматоха, снискавшая Екатерине II в Западной Европе славу «великой Семирамиды Севера», прикрывала как просветительской фразеологией, так и обещаниями новых справедливых законов весьма конкретную политику императрицы, направленную на обеспечение поддержки своей власти со стороны самого могущественного и в политическом, и в экономическом отношении сословия российского общества того времени - дворянства. Первым шагом продворянской политики императрицы стало подтверждение ею изданного еще Петром III в 1762 году «Манифеста о вольности дворянства», отменявшего обязательность службы дворян. В августе 1765 года дворяне получили монопольное право на винокурение, что значительно повысило их доходы. В том же 1765 году был издан манифест об осуществлении Генерального межевания, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян и продажу дворянам по 5 копеек за десятину засечных земель и пустошей. Одновременно с этим были изданы указы, значительно увеличивавшие права помещика в отношении личности и имущества крестьян. Владельцы заводов получили над приписными крестьянами те же права, которые помещики имели над своими крепостными. В 1765 году помещики получили право по своему произволу ссылать провинившихся крестьян на каторгу на неопределенный срок, причем ссылаемый засчитывался помещику за рекрута. Наконец, в августе 1767 года был издан указ, окончательно превративший помещика в полноправного господина, судью и палача своих крестьян, а крестьянина - в бесправного раба. Согласно этому указу, крестьяне, подававшие пусть даже самую справедливую жалобу на своего помещика, объявлялись государственными преступниками и как «злодеи и возмутители спокойствия» подлежали наказанию кнутом и ссылке на каторгу. Этим указом завершилось оформление ничем не ограниченной власти помещика-дворянина над своими крепостными. Ясно, что никакое пропагандистское прикрытие не могло сдержать в таких условиях все более нарастающее недовольство крестьян узаконенным произволом помещиков, предотвратить массовое возмущение низших слоев общества.
Назад | Содержание | Вперед |