3.3.1. Новорожденность (3 нед. - 3,5 мес.)

  Становление эмоционально-психологической общности взрослого и новорожденного.
  Новорожденность является самостоятельной и стабильной стадией в общем психическом развитии ребенка. На этой стадии происходит отлаживание и совершенствование уже функционирующих органических систем, в первую очередь, пищеварения и терморегуляции. Но главное - осуществляется интенсивная их координация, происходит формирование новых реакций и схем поведения, преодоление некоторых врожденных реакций. Главная особенность связи матери и ребенка в это время - нессиметричность отношений ее участников. «Мать любовно лелеет малыша, а он, по-видимому, даже не знает о ее существовании, Его крик, гримаски, движения никому не предназначаются. Они становятся сигналами только потому, что их «ловит», «читает» мать. Поймав взгляд малыша, мать всякий раз радуется: улыбается, оживленно заговаривает, гладит. На протяжении первых недель ей удается все быстрее и легче устанавливать на себе взгляд ребенка. Сосредоточение ребенка постепенно становится все глубже и длительнее. Вскоре близкий взрослый занимает положение главного объекта его внимания», - пишет А.Г.Рузская. Взрослый обращается с малышом так, как будто рассчитывает на его ответные действия, как будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоции. Принципиально важно, что только внутри такой программы возможно понимание взрослым состояний ребенка, их адекватное прочитывание. Программа ухода за ребенком (в психологическом смысле) на данной стадии есть язык новой формы со-бытия ребенка и взрослого.
  Врожденная пластичность человеческой телесности позволяет ребенку уподобляться, идентифицироваться с программой организации его жизнедеятельности, со способами вхождения взрослого в событие. Процесс «внешней» организации со стороны взрослого и процесс «внутреннего» уподобления со стороны ребенка приводят к формированию целостных соматических органов. Появляются такие новообразования, как различные виды сосредоточения: пищевое, слуховое, двигательное и т.д. Возникновение сосредоточения означает начало перестройки двигательной активности ребенка, превращение движений из актов органических отправлений в акты поведения. Для формирования подобных сосредоточений издревле использовались особые средства: соска, люлька, яркие игрушки, колыбельные песни и т.д. Сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Основная задача стадии направлена на преодоление разрыва психосоматического единства ребенка и взрослого и построение новой формы их общности - эмоционально-психологической.
  Основные приобретения в развитии новорожденного. В стадии новорожденности ребенок развивается необычайно быстро. Он проявляет пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это проявляется отчетливо в периоды бодрствования, который значительно увеличивается. Ребенок становится более восприимчив к воздействиям взрослых.
  Интенсивно развивается зрительное восприятие. Яркие предметы вызывают фиксацию его взора и прослеживание. В течение длительного времени малыш может разглядывать руки и пальцы, следя за их движениями, сводя руки вместе и обхватывая одну руку другой. Аналогичные манипуляции новорожденный способен производить и со своими ногами.
  После 3-х месяцев у новорожденного появляется координация поведения. Координируются одновременные действия схватывания, рассматривания, сосания. Важным инструментом исследования в этом возрасте является рот. «Мять» предметы ртом - любимое занятие детей. Сначала они чаще всего выбирают для этой цели собственный кулачок, затем пальцы, а также почти всякий попавшийся предмет. Помимо собственно исследовательской функции, захватывание ртом имеет и задачу снятия болезненных ощущений, связанных с прорезыванием первых зубов.
  В этот период уже можно наблюдать первые проявления мышления у новорожденного. Например, малыш понимает, что его сейчас будут кормить: он перестает капризничать или сосать соску при появлении матери.
  Набор эмоциональных состояний новорожденного ограничен. Это - ощущение благополучия (улыбка), ощущения дискомфорта (плач, хныканье), ощущение нейтральных эмоций (серьезность и настороженность); сильные эмоциональные реакции связаны с исследованием своей руки.
  Вопрос о границах новорожденности постоянно дискутируется. Физиологи называют 3-4 недели на основе отпадения пуповины. Психологическим критерием этого возрастного этапа считается основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле поворот в психическом развитии связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека. Комплекс оживления считается границей между периодом новорожденности и младенчества. Он включает в себя три компонента:
  - мимика: появление улыбки на лицо человека, чуть позже - просто на голос взрослого;
  - коммуникативный: голосовая реакция на появление взрослого (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;
  - двигательный: проявляется в интенсивных и быстрых движениях младенца - вскидывание ручек и перебирание ножками при виде ухаживающего за ним взрослого.
  Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Это первая целостная форма общения ребенка и взрослого. Комплекс оживления, как первый поведенческий акт ребенка, становится определяющим и для всего последующего его психического развития. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Главное достижение этой стадии в том, что отношение ребенка к миру, сначала недифференцированное, приобретает первичную дифференциацию. Ребенок начинает по-разному реагировать на физические предметы и на человека: на предметы - сосредоточением, на человека - улыбкой. Комплекс оживления - это новая форма поведения, построенная совместными усилиями взрослого и ребенка. Комплекс оживления является симптомом критической стадии следующего периода.

Назад Содержание Вперед