4.4.1. Понятие трудовой дисциплины
Трудовая дисциплина представляет собой один из видов дисциплины вообще. Дисциплина - это установленный порядок обязательного поведения людей в той или иной области общественных отношений. Существуют разные виды дисциплины: договорная, военная, финансовая и т.д.
Трудовая дисциплина - это соответствие фактического поведения работников в процессе труда правилам и нормам, устанавливающим трудовые обязанности работников, внутренний трудовой распорядок на предприятии, в учреждении, организации и добросовестное выполнение работниками приказов и распоряжений администрации.
Методами обеспечения трудовой дисциплины являются убеждение, принуждение, стимулирование.
Состояние трудовой дисциплины определяется ее условиями:
- надлежащей организацией труда (чем лучше организация труда, тем лучше отношение работников к труду);
- надлежащими хозяйственно-экономическими условиями работы предприятия;
- технически обоснованным нормированием труда;
- устойчивым планово-экономическим положением предприятия;
- четким правовым регулированием прав и обязанностей работников.
Внутренним трудовым распорядком называется порядок поведения, взаимодействия между работниками на каждом конкретном предприятии, в учреждении, организации в процессе осуществления трудовой деятельности.
Внутренний трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях регулируется:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- уставами о дисциплине, действующими в некоторых отраслях народного хозяйства;
- техническими правилами и инструкциями;
- должностными положениями и инструкциями.
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием трудового коллектива по представлению администрации.
Правила обычно вывешиваются в помещении предприятия на видном месте и содержат права и обязанности администрации, трудового коллектива, работников, а также в них содержатся разделы: рабочее время и его использование; поощрение за успехи в труде; взыскания за нарушение трудовой дисциплины.
Назад | Содержание | Вперед |