§ 2. Право пользования животным миром на территории России
Право пользования животным миром в объективном смысле - система правовых норм международного права, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования объектов животного мира. Право пользования животным миром в субъективном смысле - совокупность субъективных прав лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира. Следует различать понятия “ использование объектов животного мира” и “ пользование животным миром”.
Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию объектов животного мира, проводимая на платной и разрешительной основе. Нормативная урегулированность отношений пользования животным миром отличает ее от использования объектов животного мира, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами свободно, без специального разрешения и без взимания платы.
Использование объектов животного мира - более широкое, по сравнению с пользованием, понятие, включающее в себя изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Субъекты фаунистического права - лица, использующие объекты животного мира. Ими являются собственники объектов животного мира - Российская Федерация и субъекты Федерации, уполномоченные ими органы, пользователи объектов животного мира и лица, использующие объекты животного мира. В качестве пользователей животного мира могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица, использующие объекты животного мира, могут выступать в двух качествах: как пользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и как субъекты, которые сами выдают физическим лицам именные разовые лицензии на право пользования объектами животного мира в пределах установленных им лимитов.
Российские физические и юридические лица имеют приоритет в использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства. Среди российских физических и юридических лиц приоритет, в свою очередь, отдается:
1) субъектам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории;
2) собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим необходимыми средствами и специалистами;
3) коренным малочисленным народам и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам, принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям - на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Если первая и вторая группы пользователей имеют преимущество в получении права пользования объектами животного мира перед иностранными и прочими российскими пользователями, то коренные малочисленные народы имеют приоритетное право пользования объектами животного мира перед всеми иными пользователями.
В соответствии со ст.49 ФЗ РФ “ О животном мире” право на приоритетное пользование животным миром коренными малочисленными народами включает в себя:
1) предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам и их объединениям;
2) льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;
3) исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;
4) иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не принадлежащим к коренным малочисленным народам и этническим общностям, не допускается.
В зависимости от субъектного состава пользователей различают долгосрочное пользование и краткосрочное пользование объектами животного мира. Долгосрочное пользование объектами животного мира осуществляется юридическими лицами на основе долгосрочной лицензии. Право краткосрочного пользования предоставляется только гражданам по именной разовой лицензии.
Пользование объектами животного мира может осуществляться субъектами фаунистического права с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания. Физические и юридические лица, согласно ст.34 ФЗ РФ “ О животном мире”, вправе осуществлять следующие виды пользования объектами животного мира:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
5) изучение, исследование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Перечень видов пользования объектами животного мира является исчерпывающим и может дополняться и изменяться только нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. Изъятие объектов животного мира из среды их обитания может осуществляться на основании лицензии, либо без лицензии. Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В праве пользования объектами животного мира можно выделить право общего и право специального пользования объектами животного мира. Критерием разграничения этих видов будет служить основание возникновения права пользования животного мира.
Право общего пользования объектами животного мира не требует от пользователя получения лицензии, заключения договора либо иных юридических фактов, с которыми фаунистическое право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя животного мира. Такое пользование совпадает по своему содержанию с использованием объектов животного мира. Право общего пользования объектами животного мира не является неограниченным, сфера его действия во многом определяется правом специального пользования объектами животного мира и устанавливается методом исключения.
Право специального пользования объектами животного мира обусловлено необходимостью регулирования объемов ( лимитов), порядка и условий их добычи, осуществляемого компетентными государственными органами. В основе возникновения права специального пользования объектами животного мира могут лежать а) административный акт - лицензия ( решение, разрешение), либо 2) сложный юридический факт - лицензия и заключаемый на ее основе договор о пользовании объектами животного мира.
Право пользования животным миром предоставляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по решению Правительства РФ - если объекты животного мира находятся в федеральной собственности и по решению органа исполнительной власти субъекта РФ - если объекты животного мира находятся в собственности субъектов Федерации.
Право пользования объектами животного мира удостоверяется долгосрочной лицензией или именной разовой лицензией.
Долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром выдается юридическим лицам специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Заявка на получение долгосрочной лицензии на пользование животным миром на территории России подается в орган исполнительной власти субъекта РФ и должна содержать: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Порядок выдачи долгосрочных лицензий в ст.37 ФЗ РФ “О животном мире” определен следующим образом. Орган исполнительной власти субъекта Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования орган исполнительной власти субъекта РФ и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Право на получение долгосрочных лицензий имеют российские и иностранные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы. Долгосрочная лицензия является официальным документом, разрешающим пользование охотничьими животными и определяющим обязательные условия его осуществления. Срок ее действия устанавливается в зависимости от целей и сроков, указанных в заявке, но не менее чем на 3 года. Продление срока действия долгосрочной лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы - управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявку.
Лицензирующий орган должен рассмотреть поступившие от исполнительных органов субъекта Федерации заявки соискателей о выдаче долгосрочной лицензии в течение 30 дней с даты поступления, подготовить экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии и определить условия пользования охотничьими животными, являющиеся неотъемлемой частью лицензии. Лицензирующий орган в письменной форме уведомляет соискателя лицензии о выдаче долгосрочной лицензии в течение трех дней после принятия решения. Выдача лицензии производится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату сбора. Если соискатель лицензии в течение трех месяцев не уплатил сбор, лицензия может быть аннулирована. Уведомление об отказе в выдаче долгосрочной лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче долгосрочной лицензии могут служить наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, либо несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
При пользовании охотничьими животными на нескольких территориально обособленных объектах, соискателю лицензии выдается отдельная лицензия на каждый объект. Ликвидация юридического лица влечет аннулирование лицензия. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, утраты лицензии лицензиат или его правопреемник должен подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные сведения. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. При переоформлении лицензии вносятся необходимые изменения в реестр лицензий.
Лицензирующий орган вправе приостановить действие долгосрочной лицензии при невыполнении лицензиатом его решений, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения. Решение о приостановлении действия долгосрочной лицензии или об ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения. Для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается срок, не превышающий шести месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензия аннулируется на основании акта проверки. При ликвидации лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на конкурсной основе с соблюдением антимонопольных требований. Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Территории, используемые для ведения сельского и лесного хозяйства, на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством РФ, обеспечивающими пользование животным миром.
Территории и акватории, в пределах которых находятся объекты животного мира, предоставляются в пользование в соответствии с требованиями Водного и Лесного Кодексов РФ, федеральных законов РФ “ О континентальном шельфе РФ” и “ Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”. Нормы перечисленных нормативных актов регулируют предоставление территорий и акваторий в пользование несколько иначе, чем того требует ФЗ РФ “ О животном мире” и именно они, как представляется, подлежат применению, поскольку были приняты позже ФЗ РФ “О животном мире”.
В соответствии с водным законодательством водные объекты предоставляются в пользование на основе краткосрочных ( до трех лет) или долгосрочных ( от 3 до 25 лет) договоров водопользования, заключаемых в соответствии с имеющейся лицензией на водопользование. Субъектами таких договоров являются орган исполнительной власти субъекта РФ и водопользователь - пользователь объектами животного мира. Следовательно, условия пользования водным объектом, указанные в лицензии на водопользование, водопользователь должен согласовать со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда, а условия договора пользования водным объектом и договора пользования объектами животного мира - с органом исполнительной власти субъекта РФ.
Лесное законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым участки лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства передаются в пользование на основе договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участками лесного фонда на срок от 1 до 49 лет. Решение о предоставлении участка лесного фонда принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, однако сторонами договора аренды или безвозмездного пользования участками лесного фонда являются арендодатель - лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством и лесопользователь. Продуктом согласования условий, на которых объекты животного мира предоставляются в пользование, могут являться договоры, заключаемые пользователем объектами животного мира с лесхозом и органом исполнительной власти субъекта РФ, либо трехсторонние договоры между органом исполнительной власти субъекта Федерации, лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством и лесопользователем.
Участки исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ находятся вне юрисдикции субъектов Федерации, поэтому их органы исполнительной власти не принимают участия в выдаче разрешений на пользование объектами животного мира этих территорий. Договоры на пользование участками континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ заключаются, добыча и иное использование живых ресурсов осуществляется пользователем только на основании лицензии на соответствующий вид ресурсопользования.
Именные разовые лицензии на право пользования объектами животного мира выдаются только физическим лицам специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Право пользования объектами животного мира, как субъективное право, включает в себя следующие основные права:
1) право пользования объектами животного мира, предоставленными в пользование;
2) право собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них;
3) право выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
4) право заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
5) право предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, от отмене необоснованных ограничений права пользования животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды;
6) право оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями), владельцами лесного фонда и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Основные обязанности пользователей животным миром:
1) осуществлять указанные в лицензии виды пользования животным миром с соблюдением правил, норм и сроков пользования животным миром;
2) применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ и отвечающие требованиям гуманности;
3) не допускать ухудшения качества среды обитания объектов животного мира;
4) осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира и среды их обитания;
5) проводить мероприятия по воспроизводству объектов животного мира.
Ограничение и приостановление права пользования животным миром допускается в отношении отдельных видов пользования животным миром, а также определенных объектов животного мира в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания. Ограничение или приостановление прав пользователей животным миром осуществляется на определенных территориях и акваториях на определенные сроки. Решение об этом принимается органом исполнительной власти Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В целях сохранения объектов животного мира может быть запрещено их использование, связанное с изъятием объектов животного мира из среды обитания. При этом может разрешаться их использование в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях без изъятия.
Прекращение права пользования объектами животного мира возможно в случаях:
1) отказа от права пользования;
2) истечения установленного срока пользования;
3) нарушения законодательства РФ об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии, договоре на пользование животным миром;
4) изъятия из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
5) использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
6) ликвидации пользователей животным миром.
Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования лицензий на пользование животным миром. Аннулирование лицензии осуществляется выдавшим ее органом и может быть обжаловано в суд, арбитражный суд.
Назад | Содержание | Вперед |