§ 1. Правовой режим животного мира и его объектов
Животный мир Российской Федерации, по определению ФЗ РФ “О животном мире” - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Животный мир является неотъемлемой частью окружающей природной среды. Он играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности природных биосистем. Помимо этого животный мир служит источником пищевых, технических и иных материальных ценностей. К объектам животного мира относятся организмы животного происхождения - млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски и другие организмы, которых насчитывается свыше 10 000 видов.
Объектами животного мира являются только дикие животные, пребывающие в состоянии естественной свободы. Эту особенность правового режима объектов животного мира подчеркивали еще древние юристы. В германском праве считалось, что “вольная птица и вольный зверь в вольном лесу, не вскормленный рукой человека есть дар Божий всякому человеку и не состоит ни в чьей собственности”. Следовательно, исключаются из числа объектов животного мира домашние животные, а также животные, содержащиеся в неволе. Отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами гражданского, экологического и иных отраслей законодательства. К отношениям в области использования животных, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, в иных научных и воспитательных целях, применяются нормы как законодательства о животном мире, так и других отраслей российского законодательства.
Значительной спецификой обладает правовой режим живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Учитывая это, ФЗ РФ “ О животном мире” устанавливает приоритет норм федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ над нормами ФЗ РФ “О животном мире”.
Многие живые организмы постоянно мигрируют, зачастую на большие расстояния, пребывая в разные периоды времени как на территории России ( одного или нескольких субъектов Федерации), так и в других государствах, в пределах Мирового океана. Таким образом, отдельные объекты животного мира (птицы, далеко мигрирующие рыбы, некоторые животные) могут в отдельные периоды времени являться собственностью как Российской Федерации, так и иных государств, других субъектов права собственности. В Российской Федерации установлена государственная собственность в отношении животного мира в пределах ее территории: государственная собственность Российской Федерации и государственная собственность субъектов РФ. Пользование, владение и распоряжение животным миром на территории РФ находится в совместном ведении Федерации и субъектов РФ. В соответствии со ст.4 ФЗ РФ “ О животном мире” к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:
1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
2) обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
3) населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
4) подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
5) отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
6) естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.
Следует отметить, что в отношении перечисленных объектов животного мира Российская Федерация не обладает правом собственности, оно лишь может быть установлено в порядке, определяемом федеральным законодательством. Приведенная норма внутренне противоречива. С одной стороны, признается, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом ФЗ РФ “ О животном мире”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права. С другой стороны, указывается на возможность отнесения живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны к федеральной собственности. Между тем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами международного права прибрежное государство не может являться собственником любых природных ресурсов за пределами территориального моря.
Преамбула ФЗ РФ “ О животном мире” устанавливает, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России. Сравнивая приведенное нормативное установление с существовавшим ранее, Т.Н. Малая отмечает, что законодатель отошел от формулировки “ достояние народов, проживающих на соответствующих территориях”. Тем самым, акцент делается на том, что народы, проживающие на отдельных территориях ( субъектов РФ и др.) не имеют особых прав на животный мир в пределах мест своего проживания.
Принципы фаунистического права во многом обусловлены тем, что объекты животного мира, в первую очередь, - это биологические объекты, требующие особо бережного отношения к ним в процессе использования. К основным принципам фаунистического права относятся:
1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
2) поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
3) осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
4) недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
5) отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
6) платность пользования животным миром.
Назад | Содержание | Вперед |