§ 8. Плата за пользование лесным фондом

   Специальное лесопользование является платным видом ресурсопользования. Лесное законодательство предусматривает только два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендная плата. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, которые осуществляются на арендуемом им участке лесного фонда в ходе рубок главного пользования.
  Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом при краткосрочном пользовании участками лесного фонда (за исключением арендаторов и лиц, освобожденных от их уплаты законом). В состав лесных податей включается плата за землю лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса. Если же лесные подати устанавливаются по видам лесопользования, то ставки исчисляются исходя из площади предоставленного в пользование участка лесного фонда (в гектарах).
  Лесные подати взимаются с лесопользователей за все виды лесопользования:
  1) древесину, отпускаемую на корню;
  2) заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочного лесопользования;
  3) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
  4) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
  Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов. Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.
  Порядок внесения лесных податей установлен “ Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Государственной налоговой инспекцией РФ ( № НП-4-02/199н), Министерством финансов РФ ( №148) и Федеральной службой лесного хозяйства России (№ 7) от 14 декабря 1993 г. Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части добытых лесных ресурсов или иной производимой лесопользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Формы внесения лесных податей оговариваются в документе, удостоверяющем право лесопользования. Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока лесопользования.
  Конкретный размер ставок лесных податей не может быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ. Ставки лесных податей за отпуск древесины на корню не могут быть менее минимальных ставок лесных податей, устанавливаемых Правительством РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установлены Постановлением Правительства РФ . Они применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. При заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются: при прореживании и выборочных санитарных рубках - на 50 процентов; при других рубках промежуточного пользования - на 30 процентов. Минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда, который составляет 5 процентов размера минимальной ставки. Минимальные ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам (в основном, совпадающим с административно-территориальным делением России) и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки ( по лесотаксовым разрядам). Территория России разделена на лесотаксовые районы и по лесотаксовые пояса. Лесотаксовые разряды устанавливаются для каждого квартала (урочища) исходя из расстояния от центра квартала ( урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка древесины и транспортировка ее по железной дороге, или сплав древесины, или ее транспортировка водным транспортом. Определение лесотаксового разряда квартала ( урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до погрузочного пункта.
  При отпуске сухостойной древесины, а также при отпуске древесины в порядке проведения сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями, болезнями леса, ветром, пожарами и другими стихийными бедствиями, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.
  Арендная плата взимается с лесопользователя при аренде участков лесного фонда и определяется на основе ставок лесных податей. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды.
  При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.
  При передаче участков лесного фонда в аренду для нужд охотничьего хозяйства арендная плата определяется с учетом затрат территориальных органов управления лесным хозяйством по содержанию участков лесного фонда в состоянии, пригодном для их использования в качестве охотничьих угодий. Арендная плата устанавливается за всю площадь передаваемого в пользование участка.
  А. Ялбулганов использует термин “ лесной доход”, не раскрывая его содержания. Законодатель, применительно к лесам, использует термин “доход” лишь один раз, указывая в ст.18 Лесного кодекса РФ, что собственник имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Таким образом, применяемый А.Ялбулгановым термин вполне оправдан. Под ним следует понимать не только суммы лесных податей и арендной платы, полученные от лесопользователей, но и иные поступления, полученные собственником (уполномоченным им лицом) лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Как справедливо указывает автор, в сумму лесного дохода включаются также 1) суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленных в лесу лесозаготовителями, после истечения сроков заготовки и вывозки, а также от продажи изъятых у лесонарушителей древесины и лесопродукции; 2) суммы, полученные от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями, после окончания срока лесозаготовительных мероприятий и установленного срока их нахождения в лесу; пени за несоблюдение установленных сроков внесения платежей за пользование лесным фондом.
  Распределение платежей, полученных за пользование лесными ресурсами, осуществляется в соответствии со ст.106 Лесного кодекса РФ следующим образом. Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный бюджет - 40 процентов; бюджеты субъектов РФ - 60 процентов. В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта РФ.
  Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта РФ, направляется территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей, направляемых в бюджеты, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
  Лесной кодекс РФ в ст.107 устанавливает льготы по платежам за пользование лесным фондом. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:
  1) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
  2) инвалиды I и II групп;
  3) пенсионеры, проживающие в сельской местности;
  4) лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
  5) вынужденные переселенцы;
  6) крестьянские (фермерские) хозяйства;
  7) представители коренных малочисленных народов.
  Финансовые средства, поступающие в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов могут расходоваться по целевому назначению на различные цели. За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков, мероприятия по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, работы по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства.
  Бюджеты субъектов Российской Федерации финансируют расходы на воспроизводство лесов, находящихся на территории соответствующих субъектов Федерации.
  Ответственность за нарушения лесного законодательства установлена уголовным, административным, гражданским и лесным законодательством. Составы уголовных и административных правонарушений и соответствующие им меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Гражданский кодекс РФ предусматривает имущественную ответственность как за нарушения прав собственника, так и за нарушения обязательств. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Статья 303 ГК РФ предусматривает, что при истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно ( недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества. В обязательственных правоотношениях, согласно ст.393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, которые исчисляются по правилам ст.15 ГК РФ.
  В ходе лесопользования может наступать ответственность за нарушение права собственности государства на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, однако наибольшее значение имеет имущественная ответственность лесопользователей, возникающая в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договоров аренды, безвозмездного пользования участками лесного фонда, договоров краткосрочного лесопользования. Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551, перечисляют более 27 видов нарушений лесохозяйственных требований, устанавливаемых лесным законодательством, подзаконными нормативными актами, лицензией на лесопользование и договорами лесопользования. Они предусматривают ответственность лесопользователей, лесхозов и других организаций, ведущих лесное хозяйство в лесном фонде, в лесах, не входящих в лесной фонд, и использующих древесно-кустарниковую растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда.
  Указанный нормативный акт справедливо называет меры ответственности неустойками и нет никаких оснований относить этот вид ответственности к иной, нежели чем гражданско- правовой (имущественной) ответственности. Правила устанавливают размеры неустоек за различные нарушения в размере от 2 до 30 ставок лесных податей. Уплата неустоек не освобождает лесопользователей от обязанности устранить допущенные ими нарушения (если это возможно) и от административной и иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. (Приложение 8).

Назад Содержание Вперед