4.2.3. Научение и режимы подкрепления

  На основе своих многочисленных опытов он сделал следующие выводы:
  1. оперантное поведение формируется научением Оперантное поведение возникает при научении:
  • путем проб и ошибок;
  • путем формирования реакций;
  • путем наблюдения.
  2. за формирование оперантного поведения ответственное подкрепление.
  Подкрепление — действие, которое следует за фрагментом поведения и вызывает вероятность повторения реакции в последующем.
  Типы подкрепления:
  1. первичное - объект или события сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (пища, секс).
  2. вторичное - события ли объект обладают подкрепляющими свойствами посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.
  Пример:
  а) деньги - посредством денег можно удовлетворять свои потребности различного порядка;
  б) социальные подкрепляющие стимулы - лесть, похвала, привязанность, внимание;
  в) социальное одобрение
  - мода - как предмет одобрения
  - хорошая учеба - как предмет одобрения
  Скиннер подчеркивает важное значение подкрепляющих стимулов в формировании и контроле поведения человека.
  Он делит подкрепление на:
  1. позитивное подкрепление - любой стимул, присутствие которого упрочивает поведение, для вызова которого он предназначен. Позитивное подкрепление - это предъявление положительного стимула. Это означает, что отмечается повышение частоты реагирования по сравнению с исходным стимулом (частотой реагирования до какого бы то ни было подкрепления).
  Учитель хвалит ученика за то, что он задал вопрос, и частота вопросов возрастает. Похвала в этом случае - подкрепление. Однако эту же похвалу нельзя будет назвать подкрепление, если она не повысить количество задаваемых вопросов (некоторые ученики предпочитают не обращать внимания на учителя). Ребенок, закончивший четверть на отлично вознаграждается каким-либо подарком.
  2. негативное подкрепление - любой стимул, устранение которого упрочивает поведение. Негативное подкрепление - это удаление аверсивного стимула. Адаптация индивида к окружающей среде помимо поиска вознаграждения требует уклонения от болезненных, неприятных, отвращающих стимулов. Пещерному человеку приходилось искать пищу (позитивное подкрепление) и прятаться от холода (негативное подкрепление). Пример: страх перед зубным врачом, боязнь ходить туда, человек избегает его - не идет. Уход с солнца в тень.
  Но всё же главную роль в контроле поведения человека он отводит аверсивным (неприятным, болевым) стимулам.
  Аверсивный контроль осуществляется 2 методами:
  Наказание - его цель: заставить людей не вести себя определенным способом.
  1) Позитивное наказание - предъявление аверсивного стимула. Маленький ребенок пытается ударить животное - получает шлепок.
  2) Негативное наказание - удаление положительного стимула. Подростка лишают вечернего гуляния из-за тройки по контрольной работе. Ребенка, получившего «2» пристыживают, лишают похода в кино.
  Итак, Скиннер в своей концепции указывал, что всё поведение человека может быть понято как обусловленное сочетание позитивных и негативных подкрепляющих стимулов. На основе анализа поведения он сформулировал теорию оперантного научения. С её позиции главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Выработка какого-либо поведения невозможно, если оно сразу не подкрепляется.
  Скиннер выступает за положительные подкрепляющие факторы, которые способствуют выработке социально адекватного поведения, а не подавлению социально неадекватного поведения через негативное подкрепление.
  Скиннер был сторонником позитивного подкрепления для устранения нежелательного поведения. В жизни как раз происходит обратное явление. Нежелательное поведение пытаются контролировать аверсивными стимулами - наказанием. Но это средства контроля Скиннер считал неэффективным. Родители наказывают ребенка за курение - в их отсутствии он курит, за плохую учёбу - в их отсутствии он учится ещё хуже. Поведение, за которое наказали, может появляться вновь, если исчезает вероятность быть наказанным. Скиннер весьма скептически относился к наказанию и призывал общество найти более эффективные и гуманные способы контроля поведения.
  Как персонолога Скиннера в меньшей степени интересуют проблемы структуры личности, его интересует модифицируемое поведение. Однако Скиннер никогда не утверждал, что детерминирующие поведение факторы лежат в среде. Во-первых, он указывает, что чувствительность индивида к подкреплению имеет генетическую основу, выработавшуюся в связи с жизненной необходимостью к познанию важных событий среды. Во-вторых, Скиннер указывает на наличие индивидуальных различий в обусловливании поведения. Для данного индивида некоторое поведение может быть обусловлено легче, чем другое. Таким образом, Скиннер не утверждает, что поведение индивида - только продукт среды. Он просто снижает практическое значение биологической изменчивости.

Назад Содержание Вперед