Влияние иммиграционной политики на объем и структуру миграционных потоков в Израиль
Рисс И.
(Центральное статистическое бюро Израиля)
“Миграция - порождение политики ".
Кинсли Дэйвис.
Иммиграционная политика Израиля базируется на принципе права возвращения еврейского народа на его историческую родину. Закон о возвращении, принятый в 1950 году, гласит: «Каждый еврей имеет право на иммиграцию в Страну Израиля». Закон о гражданстве от 1952 г. года гарантирует израильское гражданство каждому, кто въехал в страну в соответствии с Законом о возвращении. В 1970 г. была принята поправка к Закону о возвращении расширяющая право на иммиграцию и израильское гражданство для членов семей евреев, придавая законную силу действовавшим ранее положениям. Важность иммиграции для Израиля объясняется тем, что человеческий капитал является основным экономически ресурсом страны, поэтому иммиграция всячески поощряется, включая и контролируемую миграцию иностранных рабочих. Мы рассматриваем здесь только влияние миграционной политики на объем и структуру Алии, то есть иммиграции в рамках Закона о возвращении, концентрируясь на иммиграции из СССР и стран постсоветского пространства.
Миграционная политика является одним из важных миграциооб- разующих условий в регионах выбытия и прибытия мигрантов. С середины шестидесятых начинается иммиграция в Израиль из СССР и постсоветских государств, и значительно ослабев, она продолжается по сегодняшний день. В семидесятые годы поощрение иммиграции советских евреев в США, привело к тому, что их иммиграция в Израиль значительно сократилась. В восьмидесятые годы выезд в Израиль из СССР был практически прекращен советской стороной. В 1989 году с началом массовой эмиграции из СССР и постсоветского пространства были наложены ограничения на въезд в США, и основная масса еврейских эмигрантов направилась в Израиль. Во второй половине девяностых началась значительная по своим масштабам еврейская иммиграция из стран постсоветского пространства в Германию. (Рис. 1.) Наличие конкурирующих направлений миграции существенно повлияло на объем и структуру иммиграции в Израиль.
Рис. 1. Иммиграция из СССР и стран постсоветского пространства - Израиль США Г ермания
Миграционная политика Израиля прошла в своем развитии несколько этапов. В 1964 году Еврейское Агентство предложило принять закон субсидировании жилья, снижения налогов, страхования здоровья и других льгот для новых репатриантов. В 1968 году эти принципы были введены в действие, как правила, не требующие утверждения в парламенте. Для их реализации было создано специальное Министерство Абсорбции. Для новых репатриантов, в основном, для лиц с высшим образованием, были созданы Центры Абсорбции, оказывающие помощь в изучении иврита, профессиональной переподготовке, трудоустройстве и в других сферах жизни новых иммигрантов. Репатриантам с высшим образованием предоставлялись стипендии сроком до трех лет, которые выплачивались работодателям, с тем, чтобы они принимали на работу новоприбывших, недостаточно владеющих ивритом. Такие условия абсорбции привлекали в Израиль репатриантов с академическими профессиями. Эта политика подвергалась резкой критике, прежде всего потому, что она лишала репатрианта права свободного выбора места жительства. В преддверии массовой Алии 90-х стало ясно, что эта политика не способна обеспечить прием большого количества иммигрантов в сжатые сроки.
Новый подход к абсорбции репатриантов, получивший название «Прямая абсорбция», начал вырабатываться еще в середине 80-х. Этот подход декларировал свободу выбора места проживания и право использования первоначальных средств на обустройство по усмотрению репатрианта. Этот подход не охватывал другие сферы интеграции новоприбывших: профессиональную, социальную, культурную и т.п. Семья, состоящая из родителей и ребенка, получала 11000 долларов в год, что значительно превышало минимальный доход на семью в Израиле - 6000 долларов. В июне 1991 ежемесячное число иммигрантов из СССР достигает максимума - 21570 чел., после чего снижается и остается на уровне 40006000 вплоть до 2000 года. 24 мая 1991 года за 33 часа по воздушному мосту четырнадцать тысяч евреев Эфиопии были привезены в Израиль. Это привело к резкому увеличению расходов на абсорбцию иммигрантов, поскольку прием иммигрантов из Эфиопии требовал создания особых усилий для их интеграции в жизнь израильского общества. В связи с этим в июне 1991 резко обострился финансовый кризис Еврейского Агентства, ответственного за доставку иммигрантов в Израиль и их первичное обустройство в стране. Новый план работы Еврейского агентства предусматривал иммиграцию в 5000-8000 чел. в месяц из стран бывшего СССР. После принятия этого решения иммиграция из СНГ и стран Балтии устанавливается на фиксированном уровне, значительно ниже имевшего место в предшествующие полтора года. Большую часть времени вплоть до 2000 года ежемесячное число иммигрантов не достигало даже пяти тысяч. Иммиграция достигла максимума в ноябре 1999 года, слегка превысив предусмотренный максимум, в восемь тысяч человек в месяц. Следует учесть, что неконтролируемый поток иммигрантов столкнулся бы с непреодолимыми проблемами абсорбции и остановился бы сам по себе гораздо быстрее контролируемого.
Первичная задача обеспечения иммигрантов работой была решена довольно успешно, однако, следующая цель, а именно, трудоустройство по специальности, была достигнута лишь частично. Успешной была программа трудоустройства ученых, принятая еще в 70-е годы. В 90-годы по этой программе прошло около 14000 иммигрантов из стран бывшего СССР. Примерно 80% из них нашли первое место работы по специальности. В отношении других групп репатриантов с высшим образованием эта политика не применялась, и, соответственно, их положение на рынке труда было гораздо хуже. Стимулирование высокотехнологических отраслей производства способствовало трудоустройству новоприбывших, но не могло полностью разрешить проблему. Спрос на неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих на израильском рынке труда, приведший к ввозу большого числа легальных и нелегальных иностранных рабочих, оказал влияние также на профессиональную структуру репатриантов.
Иммигранты, прибывшие в 1990-1991 гг. селились в центре страны, снимая многочисленные, пустовавшие квартиры на частном рынке. В дальнейшем политика на рынке строительства привела к привлечению иммигрантов на периферию. Однако, политика расселения, прямыми или косвенными мерами, направлявшая иммигрантов в отдаленные от центра районы, проблемные в отношении трудоустройства и привычного для жителей больших городов образа жизни, какими было большинство новоприбывших, способствовала сокращению объема иммиграции. В еще большей степени эта политика приводила к понижению доли лиц с высшим образованием среди репатриантов (Рис.2.).
Рис.2. Волны иммиграции и селективности
Выводы. Объем иммиграции в Израиль был более чувствителен к мерам миграционной политики, чем характеристики мигрантов, в рассматриваемом случае их профессиональный состав. В 70-е годы миграционная политика Израиля способствовала повышению доли лиц с высшим образованием среди репатриантов, а в девяностые годы, наоборот, к ее снижению. Структура миграционного потока есть результат долговременных тенденций в формировании потенциальных мигрантов в регионах выбытия и прибытия. Отбор мигрантов идет из их числа, и быстро повлиять на их характеристики в случае свободной миграции труднее, чем на число лиц, имеющих возможность мигрировать в определенный промежуток времени.
Назад | Содержание | Вперед |