ТЕМА 46. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ в 1965Вн1984 гг.
Период с 1965 г. по 1984 г. - это время наиболее стабильного развития советского общества. В эти годы практически отсутствовали внутри- и внешнеполитические катаклизмы, были достигнуты наивысшие уровни в экономической, социальной и культурной областях. Но в это же время начался всеобъемлющий кризис советского государства и общества, а годы пребывания Л.И. Брежнева у власти часто именуются «застоем».
В 1965 - 1984 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно функционировавшим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета. Исполнительная власть в государстве осуществлялась Советом министров, в 1978 г. появился Президиум Совмина.
Решающую роль в системе управления играла КПСС. Несмотря на рост численности членов партии, авторитет КПСС падал. На съездах, конференциях партии голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли: выдвигался один кандидат на тот или иной пост. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. - Л.И. Брежнев, с ноября 1982 г. по 1984 г. - Ю.В. Андропов, с 1984 г. по март 1985 г. - К.У. Черненко.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой в отличие от предыдущей определение социальной базы советского строя было расширено: рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й ее статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. В Конституции дано новое определение политической основы государства - Советы народных депутатов. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Она утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.
Складывается новая идеология. В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом пути является построение развитого социалистического общества.
В условиях разрыва между официальной пропагандой и реальностью в стране возникло движение диссидентов (диссидентство - инакомыслие). Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы А.Д. Сахаров.
Экономическое и социальное развитие страны
В экономике в 1965 - 1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А.Н. Косыгин. Суть реформы заключалась в сочетании комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги управления, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.
Одной из наиболее удачных за все послевоенное время была восьмая пятилетка (1966-1970), которую часто именуют «золотой». С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. С 1966 г. по 1970 г. удельный вес интенсивных факторов в обеспечении прироста национального дохода увеличился с 34 % до 40 %. В строй было введено около 1 900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления.
Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Уже с IX пятилетки положение дел в экономике ухудшается. Экономика натолкнулась на демографический барьер, и темпы ее роста стали определяться производительностью труда, темпы которой все время снижались. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы и постепенное смещение добывающей промышленности, прежде всего топливноэнергетического комплекса, на восток, что вело к повышению себестоимости сырья, а также обостряло транспортную проблему. Сказывался физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов, повышение удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшиеся на развитии гражданского производства. Назревал кризис организации труда, проявлявшийся в неспособности системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.
Сложным было положение сельского хозяйства. Для решения продовольственной проблемы в 1982 г. была принята специальная Продовольственная программа. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые были объединены совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не стали жизнеспособными экономическими механизмами, не оправдали себя. Несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема к середине 80-х годов значительно обострилась. Во многих местах снова появились карточки и талоны.
В Х пятилетке ставка делалась на закупку по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников.
Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она выступала как в форме подпольных производств (особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии), так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций с госсобственностью. Наиболее всего этим были поражены такие отрасли, как торговля и строительство, их чиновничий аппарат вкупе с партработниками (выдвинутыми часто из их среды) создавал условия для формирования капитала на криминальной основе.
Ярким показателем экономического кризиса явилось снижение темпов роста валового национального продукта. За период с VIII (1966-1970) по XI (1981-1985) пятилетки он составил (по официальным данным) 42, 36, 23, 19 процентов соответственно. Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от НТР к технологической революции, к созданию постиндустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики.
Назад | Содержание | Вперед |