3.1. Россия - НАТО
Отношения России и НАТО на протяжении всего постсоветского периода развивались мирно, но не ровно, им всегда не хватало взаимного доверия. Истоки этого недоверия уходят в романтические времена завершения холодной войны, с их благожелательной атмосферой и взаимными обещаниями политиков уважать национальные интересы сопредельных государств.
В ходе встречи на высшем уровне глав СССР и США на Мальте в 1989 г. президент США Дж. Буш твердо пообещал советскому лидеру М.С. Горбачеву, что роспуск Организации Варшавского договора (ОВД) не приведет к изменению баланса сил в Европе, так как все бывшие участники ОВД останутся нейтральными, внеблоковыми государствами. Имелось в виду намерение США и НАТО сохранить неизменными границы альянса в Европе и не включать в его военные и политические структуры независимые страны Восточной Европы, не размещать на их территории военной техники и войск НАТО. В мае 1990 г. генеральный секретарь НАТО М. Вернер был еще более категоричен, сказав, что «сам факт, что мы готовы не размещать войск НАТО за пределами ФРГ, дает СССР твердые гарантии безопасности». М.С. Горбачев, принимая решение об отказе СССР от положений «доктрины Брежнева» в отношении стран Восточной Европы, возможно, искренне поверил президенту США и генеральному секретарю НАТО на слово, а возможно, у него просто не было другого выбора. Так или иначе, но будущие события показали призрачность этих обещаний. По завершению всей подготовительной работы в военно-политические структуры Североатлантического альянса один за другим вошли все бывшие союзники СССР по Организации варшавского договора, включая и три прибалтийских государства - бывших республик СССР. «Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора?» - недоуменно вопрошал в 2007 г. в своей мюнхенской речи В.В. Путин, говоря о проблемах в отношениях Альянса с Россией. Предлогами к расширению НАТО на Восток были и политическая нестабильность в России и СНГ, и разгул организованной преступности на просторах бывшего СССР, и угроза потери контроля российским руководством над своим ядерным оружием. Следует отметить, что инициатива по вступлению в НАТО исходила не столько от самого блока, сколько от бывших стран - участников ОВД и республик СССР, которые действовали на основании принципа самоопределения и при обосновании своего решения о присоединении к альянсу использовали демократические и правовые инструменты.
Вернемся, однако, в начало 1990-х гг. Отношения России и НАТО в то время носили вполне доверительный характер. С 1992 г. Россия участвовала в работе многостороннего Совета североатлантического сотрудничества и старалась не обращать особого внимания на заявления лидеров стран Восточной Европы о желании в обозримом будущем вступить в НАТО, считая эти планы несбыточными. До 1994 г. Россия и НАТО рука об руку сотрудничали в деле урегулирования ситуации в Боснии и Герцеговине, а в Совете Безопасности ООН Россия голосовала в поддержку резолюции, осуждающей действия С. Милошевича.
Но ситуация начала меняться уже в начале 1994 г., когда НАТО объявил о начале реализации программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). К этой программе примкнули 23 европейские страны, включая и Россию, которая поначалу участвовала в ней в рамках специальной формулы 16+1, а с 1995 г. присоединилась к ПРМ полностью. Официальной целью ПРМ было укрепление доверия и развитие сотрудничества между странами НАТО и нейтральными европейскими странами, не членами НАТО. Российские политики, однако, заподозрили, что эта программа преследует и другую цель - расширение зоны альянса за счет территорий стран-участниц этой программы, к чему Москва относилась крайне негативно. Вместе с тем российская политическая элита понимала, что процесс расширения НАТО, если он начнется, будет носить независимый от России характер. В результате в 1997 г. в Париже состоялось подписание документа под названием «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности РФ и НАТО». Этот договор, имея чисто декларативный характер, провозгласил Россию и НАТО партнерами, стремящимися к развитию дружественных, добрососедских взаимоотношений. Несколько позже на основе акта был создан Совместный постоянный совет Россия-НАТО, известный также по формуле 19+1. Отношения России и НАТО пошли на подъем, который уже весной 1999 г., после начала натовских бомбардировок Югославии, сменился спадом.
Россия осудила эту военную акцию, отменив визит Е.М. Примакова в США (этот эпизод вошел в историю как «разворот над Атлантикой» самолета премьер-министра России). Однако уже в декабре на Стамбульском саммите ОБСЕ Россия заключила с НАТО адаптированный ДОВСЕ. Завершающий период президентства Б.Н. Ельцина, однако, не принес существенного улучшения российско-натовских отношений, как полагают, из-за недееспособности российского лидера и второй военной операции России в Чечне.
Новая глава этих отношений открылась с вступлением в должность и. о. президента РФ В.В. Путина. Уже в начале 2000 г. на встрече с генеральным секретарем НАТО лордом Робинсоном он выразил заинтересованность в улучшении отношений с НАТО. В мае 2002 г. в Италии была подписана декларация «Отношения Россия - НАТО: новое качество». Это соглашение получило название «двадцатка» - по числу подписавших ее государств. В рамках этого документа был образован новый совет Россия - НАТО, решения в котором стали принимать не на базе согласованной позиции НАТО, а на национальной основе, что было выгодно России.
Приоритетами российско-натовского сотрудничества в начале XXI в. стали борьба с терроризмом, кризисное регулирование, контроль над вооружениями, ПРО театра военных действий, поиск и спасение на море, сотрудничество между военными, изучение новых угроз и вызовов.
Российская политика в отношении НАТО в начале XXI в. стала отличаться большей взвешенностью. Официальные лица России уже не так резко, как прежде, возмущались по поводу включения в НАТО новых членов не только из-за неизбежности этого процесса, но и из практической цели видеть в НАТО гарант европейской стабильности.
Сегодня наша страна является, пожалуй, одним из самых важных партнеров НАТО среди ненатовских государств. По ее территории перемещаются военные грузы Альянса, некоторые страны НАТО (Греция) приобретают российские вооружения, российская армия и флот проводят совместные маневры с армиями и флотами стран НАТО. Руководство НАТО не раз лестно отзывалась о России, как о ключевом партнере в борьбе с международным терроризмом. Такая позиция сторон настраивает на развитие сотрудничества в будущем.
Назад | Содержание | Вперед |