3.2. Россия - Европейский союз
Как и в отношениях с НАТО, в отношениях России с ЕС преобладала неустойчивость и двуличность. Сравнивая динамику отношений России с НАТО и России с ЕС, можно сделать вывод о том, что в период президентства Б.Н. Ельцина отношения России с Евросоюзом были несколько лучше ее отношений с НАТО, а при В.В. Путине - хуже. Причина состояла в актуализации в 2000-е гг. экономических вопросов и нарастании конкуренции между ЕС и Россией на постсоветском пространстве. В обоих случаях интересы сторон не совпадали.
Если же взять динамику отношений России с Евросоюзом, то по своей внутренней философии они менялись в сторону взросления и прагматизации, в первую очередь, со стороны России, а по внешнему виду становились все более корректно-прохладными. «После развала Советского Союза и формального проигрыша холодной войны, - отмечал политолог Г. Добромелов, - объединенная Европа привыкла разговаривать с Россией с позиции менторского «хочу». Теплота отношений определялась степенью выполнения Москвой требований европейских партнеров. В этот период каждый новый саммит приносил новые соглашения и договоренности, по которым европейские страны получали все больше и больше преференций на российском рынке, в то время как российские интересы практически не учитывались. Очевидная диспропорция не пугала Евросоюз: частично из-за отсутствия явно заявленных интересов со стороны России, частично в силу объективного превосходства лидеров ЕС в экономическом и политическом влиянии. Но в последние несколько лет ситуация изменилась. Представители России стали занимать все более и более «пророссийскую» позицию на переговорах. Наконец, у Москвы появились мощные рычаги влияния и даже частичного шантажа европейских партнеров». Таким образом, перемена в отношениях России с ЕС была вызвана, во-первых, более четким осознанием российской политической элитой собственного места в Европе, а во-вторых, возросшими экономическими возможностями России. Кроме того, к 2004 г. границы Евросоюза вплотную подошли к границам СНГ, что усилило трения между Россией и ЕС по вопросам распределения влияния на процессы, протекавшие на постсоветском пространстве.
Современные отношения между Россией и ЕС развиваются при явном доминировании последнего. ЕС прочно держит инициативу в своих отношениях с Россией, а наша страна в основном приспосабливается к его условиям и спонтанно реагирует на действия официального Брюсселя вместо реализации собственной стратегии, которой у России до сих пор и не сложилось. По большому счету, ЕС проводит политику мягкой колонизации постсоветского пространства, включая и Россию, что косвенно вытекает из принятой на саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. «Коллективной стратегии ЕС в отношении России» - первого в истории ЕС подобного документа.
В этой связи в отношениях России и ЕС можно выделить два уровня. Первый уровень - декларативный. Он отражает не конкретные интересы и намерения сторон, а заявления, соглашения, договоры между Россией и ЕС, в которых та и другая стороны, обмениваясь любезностями, обещают друг другу налаживать добрососедские и равноправные отношения. Второй уровень связан с реальными интересами, которые формируют пространство взаимодействия и конкуренции России и ЕС. Он - индикатор реального положения вещей в отношениях сторон.
Договорная база отношений России и ЕС выглядит следующим образом.
Первым крупным договором стало подписанное в 1994 г. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), в котором обе стороны подчеркнули значение друг друга для построения безопасной и процветающей Европы. Это соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г. и просуществовало до 2007 г., когда и утратило свою юридическую силу в связи с истечением срока действия. Новое соглашение пока не подписано. Причина, по словам В.В. Путина, лежит в сфере «экономического эгоизма одной-двух-трех стран Евросоюза».
Следующим знаковым событием в развитии договорного процесса стал обмен «Стратегиями». В 1999 г. на саммите в Кельне ЕС принял уже упомянутую «Коллективную стратегию ЕС в отношении России». В ней ЕС объявил о том, что намерен поддерживать в России построение «открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства, процветающей экономики в интересах всех граждан РФ и населения ЕС». В качестве своего ответа Москва на саммите Россия - ЕС в Хельсинки в ноябре 1999 г. представила «Стратегию развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)». В ней говорилось о необходимости построения партнерства на взаимовыгодной основе, сотрудничестве в миротворческих операциях и контроле над вооружениями.
Саммит Россия - ЕС в 2003 г. в г. Санкт-Петербург принес договоренности о создании «четырех общих пространств» между Россией и ЕС: общего экономического пространства; общего пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. А на очередном саммите Россия - ЕС в 2005 г. были приняты так называемые «дорожные карты» по этим пространствам. Речь идет о конкретных планах достижения поставленных в 2003 г. целей. Содержание «дорожных карт» выглядит так:
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия нацелена на содействие передвижению граждан посредством упрощенного режима пересечения границ и смягчения условий пребывания граждан на территории России и ЕС. В сфере безопасности главной стала задача более эффективного противодействия терроризму и другим формам организованной преступности. В области правосудия началось сближение судебной системы России с европейскими нормами.
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности преследовала цель усиления борьбы с терроризмом через развитие сотрудничества против распространения оружия массового уничтожения, более активного обмена оперативной информацией и др.
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования предполагала упрощение государствами ЕС визовых процедур в отношении граждан России, прежде всего студентов и научных работников. Кроме того, она способствовала сближению стандартов высшего образования, углублению интеграции в рамках Болонского процесса.
Второй уровень отношений России - ЕС открывает их проблемное поле. В нем три основных элемента - политическая конкуренция на постсоветском пространстве, энергетический вопрос и экономический протекционизм.
Главной на сегодняшний день стала проблема растущего, а еще точнее - вытесняющего Россию влияния ЕС на постсоветском пространстве. Еще до присоединения к ЕС стран бывшего социалистического лагеря и стран Балтии (в 2004 г.), Евросоюз проявил себя в решении одной из проблем на территории СНГ не как партнер, а как соперник России. Речь идет об урегулировании молдавской проблемы в 2003 г., ко - гда ЕС убедил Кишинев реализовать не российский, а европейский план урегулирования, чем вызвал ухудшение отношений как по линии Россия - ЕС, так и Россия - Молдова. В последние же годы ЕС начал «вторгаться» уже на российскую территорию. В первую очередь «это касается Калининградской области и регионов Северо-Запада России, где предложения о совместном с ЕС финансировании проектов развития неизменно сопровождаются желанием Брюсселя оказывать прямое и не всегда выгодное России влияние на государственное управление» . Иными словами, ЕС пытается потеснить Россию в ее Калининградской и Ленинградской областях.
Второй по важности стала энергетическая проблема. Уже с 2003 г. российское государство стало усиливать свой контроль над добычей и транспортировкой российских углеводородов, одновременно выступая против любых европейских проектов транспортировки нефти и газа в обход России. Со своей стороны ЕС настаивал на диверсификации российских газовых трубопроводов и ликвидации газового монополиста - ОАО «Газпром». Разногласия сторон обострял рост мировых цен на энергоносители. В начале 2006 г. Россия увеличила цену на природный газ для Украины, что вызвало перебои со снабжением газом его потребителей в Западной Европе. Евросоюз ужесточил критику России по части соблюдения ею прав человека, настаивал на ратификации Россией Договора к Энергетической хартии, который разрушал монополию «Газпрома» на трубопроводы. Энергетическая проблема остается одной из важнейших на сегодняшний день и будет оставаться таковой в будущем.
На третьем месте стоит проблема экономического протекционизма. В 2007 г. наиболее острыми стали вопросы «общего неба», о квотах на экспорт в ЕС российской стали и тарифах на импорт Россией алкогольной и сельскохозяйственной продукции стран ЕС.
Общее небо - это европейское требование к России открыть рынок российских авиаперевозок для европейских компаний и отменить сборы за пролет европейских авиалайнеров над Сибирью. Российский рынок авиаперевозок, с одной стороны, динамично развивается, с другой, отстает от европейских стандартов обслуживания. Это делает его «лакомой» и одновременно легкой добычей для богатых и знаменитых европейских компаний-авиаперевозчиков. С другой стороны, коридор в воздушном пространстве над Сибирью играет все более заметную роль в связях Европы и Азии. Непрерывный рост пассажиропотока на этих линиях приводит к увеличению российских доходов от выдачи разрешений на пролет «Аэробусов» над Сибирью и соответствующему удорожанию коммерческих рейсов в Азию для европейских компаний. Обе стороны пока не пришли к какому-то конкретному соглашению по этому вопросу.
Уменьшение Еврокомиссией квот на ввоз в ЕС из России листового и сортового проката происходит параллельно с ужесточением российских ограничений на доступ европейских товаров на российский рынок. Это относится прежде всего к алкогольной и некоторым видам сельскохозяйственной продукции стран ЕС.
Несмотря на торговые противоречия, Россия и ЕС являются крупными торговыми партнерами. По статистике, в 2007 г. на Евросоюз приходилась половина объёма всей внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2006 г. товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учетом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004 г.) превысил 100 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС - один из ведущих для России источников современных технологий. Россия же для ЕС - это главный поставщик энергоресурсов. Например, доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Такие страны ЕС, как Эстония, Литва, Латвия и Словакия, практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия - на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. ЕС проводит линию на диверсификацию импорта энергоносителей. Наша страна идет тем же путем, но в отношении рынков сбыта. В ЕС наиболее крупными торговыми партнерами России являются Германия, Италия, Великобритания, Голландия, Финляндия и др.
Россия и современная ситуация на Балканах
Балканы - «пороховой погреб» Европы. Эта метафора, известная со времен Первой мировой войны, сохраняет свою актуальность и сегодня. Эпицентром балканской проблемы является бывшая Югославия, распад которой, начавшийся в 1990 г., привел к череде кровопролитных столкновений. Причинами обострившихся отношений внутри страны были не только желание политиков Белграда удержать целостность Югославии, но и этнический национализм, и религиозный экстремизм. Ситуацию осложнила вовлеченность внешних сил, прежде всего Запада, который неизменно занимал антисербскую позицию. Россия же в 1990-е гг. оказывала политическую и моральную поддержку страдающему населению, участвуя в миротворческих операциях ООН в бывшей Югославии. Современные Балканы - это, пожалуй, один из наиболее сложных экзаменов на прочность отношений России и Запада.
17 февраля 2008 г. мусульманский автономный край Косово объявил о своей независимости от Сербии. Большинство западных стран признали эту независимость и установили с Косово дипломатические отношения. Это событие, всколыхнув мировую общественность, с новой силой поставило такие вопросы, как роль ООН в мире, будущее Балканского региона и мирового сообщества в целом. Своим признанием независимости Косово западные лидеры положили начало прецеденту, который может подтолкнуть развитие сепаратизма в других регионах мира, например, в Пакистане, Ираке и даже в самом Евросоюзе. «Нельзя исключать, - отмечал в этой связи С. Лавров, - что в условиях резкого снижения цены отделения, государства Евросоюза начнут фрагментироваться раньше, чем он превратится в «Европу регионов». Кроме того, Запад поставил себя в неловкое положение перед лицом вопроса - почему территориальную целостность одного государства уважать нужно, а другого - нет. Пока внятного ответа у западных лидеров нет.
Российская реакция на отделение Косово состояла скорее не в том, чтобы протестовать и препятствовать. На самом деле, Россия использовала прецедент с Косово как предлог для того, чтобы ускорить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. 16 апреля 2008 г. В.В. Путин принял решение о признании документов, в том числе паспортов, выдаваемых администрациями Абхазии и Южной Осетии, что вызвало неодобрение со стороны США и явно негативную реакцию Тбилиси. Отметим, что в самой Грузии существуют не только солидарность с Западом в косовском вопросе, но и сомнения в правильности выбранного курса. Речь идет прежде всего о грузинских интересах. «Что касается цели, - отмечал грузинский эксперт Г. Хухашвили, - которую преследует этот план (решение России по Абхазии и Южной Осетии - В.Х.), то она вполне ясна. Нам говорят - либо Грузия отказывается от НАТО, объявляет нейтралитет и интегрируется с российской системой, либо, войдя в НАТО, теряет Абхазию и Цхинвали. Судя по ситуации, грузинская дипломатия обанкрочена, да и западная - тоже. Через прецедент Косово вольно или невольно Запад подложил Грузии большую свинью, и эту ошибку теперь приходится расхлебывать грузинской стороне».
Назад | Содержание | Вперед |