5.1.2 Научение через моделирование
Основа теоретической концепции Бандуры - моделирование или научение через наблюдение.
Основная идея социально-когнитивной теории - новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. В повседневном опыте ребенок может наблюдать, как приятель отнимает мяч у одноклассника и в результате научается тому же.
Основная характерная черта теории Бандуры - это научение через наблюдение или моделирование.
Все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями, а также посредством вербальной информации. Чтобы научиться не ехать на красный свет не обязательно быть оштрафованным самому достаточно наблюдать как оштрафовывают другого водителя. В эксперименте одна группа детей наблюдала агрессивное поведение взрослого, другая - спокойное поведение (просто сидел, курил). Дети из первой группы - вели себя в игре с куклой агрессивно, дети из второй - спокойно. Дети через наблюдения могут научаться быть альтруистичными, агрессивными, отзывчивыми и т. д.
Моделируемому поведению можно учиться:
1. именно таким образом, как оно выполняется (езда на машине, велосипеде, доске, лечение зубов);
2. через дополнение к моделированному поведению специфических форм, таким образом, выстраивая новое поведение. Ребенок научился делиться конфеткой с куклой, ему будет нетрудно поделиться игрушками со сверстниками, помочь маме по хозяйству, оказать внимание маленькому братику и, когда-нибудь позже, приходя в церковь делать пожертвования нуждающимся людям, которых никогда раньше не видели.
Моделирование - это извлечение наблюдателем общих черт, казалось бы из разных реакций и формирование правил поведения, дающих ему возможность идти дальше того, что он уже видел или слышал.
Этапы научения по Бандуре:
1. наблюдение модели поведения;
2. формирование когнитивного образа какой-либо поведенческой реакции;
3. кодировка информации;
4. хранение её в долговременной памяти;
5. использование хранящейся модели поведения в качестве ориентира в последующих действиях человека.
Итак, дети могут научиться новым реакциям, просто наблюдая за ними. Кроме того, что не менее важно, научение может происходить и тогда, когда дети не имеют возможности осуществлять реакции сами. Осуществление новых реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не практиковавшихся, оказывается возможным благодаря познавательным способностям человека. Стимулы, идущие от модели, трансформируются в образы того, что модель делала, говорила, как выглядела. Эти символические, когнитивные умения также позволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбинировать, то, что они наблюдали у разных моделей, в новые модели своего поведения.
Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание (1); сохранение (2); моторно-репродуктивные процессы (3); мотивационные процессы (4).
Что важно для процесса научения через наблюдение? Основопологающие аспекты научения через наблюдение.
1. Для того, чтобы научение произошло наблюдатель должен уделить внимание ключевым моментам модели.
Каковы факторы, определяющие внимание к модели:
а) важным является фактор последствий модели поведения. Если поведение вознаграждается, имитация наиболее вероятна, чем при наказании. Т.о. сильной детерминацией индивидуального поведения является викарное подкрепление - наблюдаемые последствия поведения другого;
б) важны также факторы - возраст, социальный статус, пол, сердечность, компетентность модели;
в) характеристики самого наблюдателя. Поведение модели больше влияет на высокозависимых детей.
2. Наблюдение модели поведения эффективно лишь в том случае, если наблюдатель запомнит её.
Поведение сохраняется в памяти и превращается потом в действие с помощью двух внутренних репрезинтативных систем:
а) образное кодирование - при наблюдении в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие образы того, что было увидено. Видеть образ друга с которым обедал на прошлой недели, образ деятельности (езда не велосипеде).
б) вербальное кодирование наблюдаемых событий.
Человек может повторять про себя, что делает модель. Например: человек может молча «проговорить», что нужно сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (спуск с горы на лыжах). Вербальные коды в большей степени способствуют научение через наблюдение, т.к. они несут более значительную информацию, накопленную ранее.
3. Моторно-репродуктивные процессы - это перевод символически закодированной в памяти информации в действие. Для сложных моторных действий научение происходит через воспроизведение модели поведения в действии, через его повторение несколько раз. Так повторение такого поведение в мыслях и построение просто мыслительных образов явно недостаточно, для таких моделей как сложные гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах и т.д.
4. Мотивационные процессы обусловливают тот аспект, перейдет ли наблюдаемое поведение в действие или поведение, которое человек будет использовать. Люди не будут повторять наблюдаемую модель поведения без достаточного стимула. Можно наблюдать, как жена готовит пищу, но сам начнешь её готовить, только когда она уедет в командировку. Он начнет вспоминать, где лежит масло, приправы и т.д.
Назад | Содержание | Вперед |