5.1.3. Подкрепление в научение через наблюдение
Бандура считает, что подкрепление не является обязательным компонентом научения. Вместе с тем, подкрепление часто способствует научению.
Исследуя роль подкрепления в научении через наблюдение, Бандура подчеркивает когнитивную ориентацию подкрепления. Он указывает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли того, что автоматически определяет поведение (точка зрения Скиннера). Подкрепление выполняет две функции:
1. информативную - подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате правильной или неправильной реакции - поведения. Подкрепление указывает на необходимость сформулировать гипотезу, что такое правильное поведение. Пример: если вы становитесь свидетелем того, как другое лицо оштрафовывают в трамвае, это дает вам столько информации, как если бы наказывали вас.
2. побудительную - подкрепление дает возможность предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулировать поведение (побуждать его или нет). Выпускник хочет поступить в университет, узнает, что за посещение подготовительных годовых курсов он получит + 1 балл (подкрепление) - он идет туда слушателем. Подкрепление может быть двух видов:
1. косвенное - осуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом. И осознает, что полученный результат есть результат предшествующих действий модели. Официант наблюдает, как его коллеге дают чаевые за высокопрофессиональное обслуживание клиента, то это может подвигнуть его действовать также. Студента не пустили на семинарские занятия за опоздания. Наблюдаемые косвенные последствия (наказания и поощрения) играют значительную роль в регуляции нашего поведения.
2. самоподкрепление - осуществляется, когда люди сами устанавливают планку достижений и поощряют или наказывают себя за достижение или неудачу. Чтобы подготовится к лекции, никто не должен стоять над моей душой, чтобы получилась хорошая лекция. Я сама регулирую её содержание, пока не получу на мой взгляд удовлетворительный вариант. Идет процесс саморегулирования. Немаловажна здесь категория самооценки.
Мы можем усилить желание человека наблюдать, сохранять или выстраивать моделируемое поведение через поощрение или наказание. Ребенок может добровольно убраться дома, ожидая одобрения словом или улыбкой.
Отличие теории Бандуры от классического бихевиоризма.
Классики теории научения надеялись эксплицировать феномен личности на данных экспериментов, проводимых с животными, и даже если использовали людей, условия эксперимента мало напоминали те, в которых личность функционирует. Бандура сделал попытку ввести в экспериментальную ситуацию условия, аналогичные реальному социальному окружению. Он включил в теории принципы, согласно которым человек обладает когнитивными, символическими возможностями, позволяющему ему регулировать собственное поведение и в определенной степени собственную среду.
Назад | Содержание | Вперед |