2. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил Российской Федерации

  Статья 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность граждан России, которые реализуются через комплектование Вооруженных сил РФ.
  Организация комплектования Вооруженных сил определятся Федеральными законами «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 19 сентября 1999 г. № 1237, Положением о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 и Положением о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.
  Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
  Рассмотрим некоторые из этих элементов.
  Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541.
  Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, МВД России, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационноправовой формы (далее: организации).
  Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
  Цели и задачи воинского учета:
  — обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  — определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  — проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.
  Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
  На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.
  На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.
  Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее: военные комиссариаты ) по месту их жительства.
  В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного самоуправления.
  Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
  — освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  — проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  — отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  — женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  — постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
  Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
  а) состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и органов Федеральной службы безопасности РФ, состоят на воинском учете в указанных органах;
  б) явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;
  в) при увольнении с военной службы в запас Вооруженных сил РФ явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
  г) сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
  д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию;
  е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
  Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
  Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
  В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места временного пребывания.
  Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учет или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления.
  Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета и офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
  Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.
  Органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет.
  В паспорте гражданина РФ военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
  Первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, осуществляется органами местного самоуправления по карточкам первичного учета, а граждан, подлежащих призыву на военную службу, — по спискам.
  Основными документами, на основании которых осуществляется первичный воинский учет граждан, являются:
  — для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  — для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  Для осуществления первичного воинского учета органы местного самоуправления обязаны:
  а) производить постановку на воинский учет (снятие с воинского учета) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые прибывают на их территорию (переезжают в другой район, город) на постоянное место жительства или место временного пребывания (на срок свыше 3 месяцев);
  б) выявлять совместно с органами внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
  в) вести учет всех организаций, находящихся на их территории; сверять не реже одного раза в год карточки первичного учета и списки граждан, подлежащих призыву на военную службу, с документами воинского учета военного комиссариата, организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;
  г) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
  д) направлять по запросам военного комиссара необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, и гражданах, состоящих на воинском учете;
  е) ежегодно представлять в военный комиссариат в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  ж) осуществлять контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву на военную службу, лечебно-профилактических учреждений, в которые они направлены для медицинского обследования или освидетельствования;
  з) вносить в карточки первичного учета и в списки граждан, подлежащих призыву на военную службу или состоящих на воинском учете, изменения, касающиеся семейного положения, образования, места работы, должности и места жительства, и в 2-недельный срок сообщать о внесенных изменениях в военный комиссариат;
  и) разъяснять гражданам их обязанности по воинскому учету, установленные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» осуществлять контроль за их выполнением.
  При снятии граждан с воинского учета:
  а) делается отметка о снятии с воинского учета в военном билете и в карточке регистрации или в домовой книге;
  б) по решению военного комиссара изымаются мобилизационные предписания у граждан, убывающих за пределы района, города без районного деления или иного муниципального образования, о чем в военном билете делается отметка;
  в) составляется список граждан, снятых с воинского учета, который вместе с изъятыми мобилизационными предписаниями в 2-недельный срок представляется в военный комиссариат;
  г) карточки первичного учета граждан, снятых с воинского учета, хранятся до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожаются.
  О гражданах, убывших на новое место жительства за пределы района, города без районного деления или иного муниципального образования без снятия с воинского учета, орган местного самоуправления в 2-недельный срок сообщает в военный комиссариат для принятия необходимых мер.
  Воинский учет граждан в организациях ведется по личной карточке формы № Т-2, утвержденной бывшим Государственным комитетом РФ по статистике, раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.
  Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки, являются:
  — для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  — для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
  Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
  а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
  б) установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;
  в) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
  г) обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях);
  д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, — с учетными данными органа местного самоуправления;
  е) направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;
  з) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  и) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
  к) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;
  л) сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);
  м) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
  В личных карточках граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, делается отметка «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».
  Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Федерации.
  Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
  Следует заметить, что в КоАП РФ 2001 г. выделена отдельная глава (гл. 21), устанавливающая административную ответственность за правонарушения в области воинского учета.
  К таким правонарушениям отнесены:
  Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
  Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повесткам военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;
  Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
  Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
  Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету;
  Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования;
  Статья 21.7. Умышленная порча или утрата документов воинского учета.
  Субъектами указанных правонарушений являются не только граждане РФ, обязанные состоять на воинском учете, но и должностные лица, ответственные за военно-учетную работу. Санкции за перечисленные правонарушения предусматриваются в виде административных штрафов в размере от одной второй до десяти минимальных размеров оплаты труда..
  Законодательством РФ предусмотрены обязательная и добровольная подготовка к военной службе.
  Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
  — получение начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, поскольку государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования их предусматривают;
  — подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций;
  — военно-патриотическое воспитание;
  — подготовку по военно-учетным специальностям солдат и матросов по направлению военного комиссариата;
  — медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
  — лечебно-оздоровительные мероприятия.
  Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.
  Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Минобороны России.
  Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
  В учебных пунктах подготовку по основам военной службы проходят по направлению военных комиссариатов граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и не работающие в организациях.
  Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  Подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, осуществляется, как правило, из числа офицеров, пребывающих в запасе, имеющих высшее или среднее военное образование, а также выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования, обладающих необходимыми знаниями и высокими моральноделовыми качествами.
  При невозможности заместить штатную должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и пребывающим в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эту должность пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
  Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).
  Ответственность за организацию учебных пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых они создаются.
  Оценка знаний граждан, обучающихся основам военной службы в учебных пунктах, осуществляется путем проведения зачетов. Для приема зачетов в организации создается комиссия в составе представителя органа местного самоуправления (председатель комиссии), представителей соответствующего военного комиссариата и территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
  По окончании обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки.
  Списки граждан, прошедших подготовку в учебных пунктах, с результатами сдачи зачетов по основам военной службы направляются в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан. Сотрудники военных комиссариатов делают соответствующие записи в учетных картах призывников и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза в неделю по 23 часа. Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет. Кроме того, в учебном пункте необходимо наличие военного имущества, общевоинских уставов, учебных пособий и другого имущества.
  Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами.
  Территориальные органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории субъектов Федерации и на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, предоставляют военным комиссариатам имеющиеся у них классы, принимают участие в проведении занятий по основам военной службы.
  Руководитель организации, на базе которой создается учебный пункт, в том числе объединенный, по согласованию с органом местного самоуправления, соответствующим военным комиссариатом, территориальным органом, осуществляющим управление гражданской обороной, назначает из числа пребывающих в запасе офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, работающих в организации, нештатного начальника учебного пункта, его заместителя по воспитательной работе и инструктора-преподавателя основ военной службы.
  Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает занятие военно-прикладными видами спорта, обучение в военных оркестрах, обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений. Положение о таких учреждениях утверждается Правительством РФ.
  Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере деятельности определены Положением о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.259
  Так, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:
  а) организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  б) участвуют в отборе кандидатов из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям;
  в) совместно с соответствующими военными комиссариатами участвуют в разработке проектов постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в которых анализируется состояние подготовки граждан к военной службе и определяются мероприятия по обеспечению посещаемости занятий гражданами, по организации их размещения, питания, перевозки к месту учебы и обратно и трудоустройству по полученной военно-учетной специальности, а также определяется порядок привлечения граждан, подлежащих призыву на военную службу, к обучению (с отрывом или без отрыва от производства);
  г) организуют и проводят учебно-методические сборы для руководящего состава и преподавателей образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования по вопросам подготовки граждан к военной службе;
  д) ежегодно, к 10 апреля, представляют в Министерство образования РФ сведения о возможностях образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в подготовке граждан по военно-учетным специальностям;
  е) осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и ежегодно, до 15 ноября, проводят инвентаризацию вооружения, техники и имущества, переданных указанным образовательным учреждениям в оперативное управление;
  ж) представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
  Лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
  Лечебно-оздоровительные мероприятия включают в себя:
  а) проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием граждан до их первоначальной постановки на воинский учет;
  б) проведение профилактических медицинских осмотров и иных мероприятий после первоначальной постановки граждан на воинский учет, а также после признания граждан при призыве на военную службу временно не годными к военной службе.
  Призыв на военную службу призывников организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром города или района. Непосредственно работу по призыву осуществляет призывая комиссия.
  Положение о призыве на военную службу граждан РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587. Им определено, что призыву подлежат граждане РФ в возрасте от 17 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (призывники) или зачисленных в запас после окончания вуза с присвоением воинского звания офицера.
  Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Федерации.
  Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе.
  При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
  Так, в соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона от призыва на военную службу освобождаются граждане:
  а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  б) прошедшие военную службу в другом государстве;
  в) имеющих ученую степень кандидата наук или доктора наук;
  г) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением обязанности военной службы.
  Не подлежат призыву на военную службу граждане:
  а) отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  в) в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие либо уголовное дело в отношении которых передано в суд.
  Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется определенным категориям граждан и на определенный срок:
  а) признанным в установленном порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;
  б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются в соответствии с заключением медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) в постоянном постороннем уходе или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли 18 лет;
  в) имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
  г) имеющим двух и более детей;
  д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
  е) мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
  ж) поступившим на работу по специальности непосредственно после окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1583 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан»263 — на время этой работы;
  з) окончившим вузы и проходящим в органах внутренних дел, таможенных органах, а также обучающихся в образовательных учреждениях или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, — на время службы в этих органах;
  и) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
  Кроме того, право на получение отсрочки имеют граждане:
  а) обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования, — на время обучения. Причем данное право предоставляется не более двух раз;
  б) получившим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения — на время обучения и защиты квалификационной работы;
  в) имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в образовательных сельских учреждениях — на время этой работы;
  г) постоянно работающие врачами в сельской местности — на время этой работы.
  Следует отметить, что впервые Правительством РФ постановлением от 5 июня 2000 г. № 436 утверждено Положение о проведении конкурса на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу.264 Положением определено, что конкурс проводится ежегодно среди субъектов Федерации. В нем принимают участие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, военные комиссариаты и общественные объединения. Итоги конкурса проводит центральная конкурсная комиссия Минобороны, а поощрение победителей конкурса осуществляется Правительством РФ и Минобороны России. При этом размер денежных средств для поощрения победителей конкурса предусмотрен не более 2500 минимальных размеров оплаты труда.
  Прохождение военной службы по призыву следует рассматривать как четвертый элемент воинской обязанности граждан РФ, однако в данном курсе лекций элементы (стадии) прохождения военной службы рассматриваться не будут.
  Пребывание в запасе — следующий элемент воинской обязанности. Запас Вооруженных сил РФ создается из числа граждан:
  — уволенных с военной службы с зачислением в запас;
  — успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;
  — не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  — не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;
  — не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;
  — прошедших альтернативную гражданскую службу;
  — женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
  Запас Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ создается в порядке, определяемом Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, одновременно с зачислением в запас министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера.
  Солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам запаса, получившим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по гражданской специальности, родственное по профилю подготовки соответствующей военно-учетной специальности министром обороны Российской Федерации может быть присвоено воинское звание офицера запаса после проведения их аттестования в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.
  Гражданину, не прошедшему военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.
  Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
  Гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органах Российской Федерации, военно-учетная специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных органов.
  Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

  Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.
  Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
  Призыв на военные сборы — важный элемент воинской обязанности. Их применяют для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе.
  Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
  Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.
  Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
  Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.
  От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
  От военных сборов также освобождаются:
  а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
  б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов Российской Федерации;
  в) гражданский персонал Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов Российской Федерации;
  г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
  д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;
  е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;
  ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
  з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;
  и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, — на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
  к) граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;
  л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу;
  н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
  о) члены Совета Федерации Федерального собрания РФ;
  п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.
  Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определен Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством РФ постановлением от 26 июня 1993 г. № 605.
  В заключение остановимся на порядке присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе.
  Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:
  а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
  — до старшины, главного корабельного старшины включительно — военным комиссаром;
  — до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно — военным комиссаром субъекта Федерации;
  б) офицеру:
  — до майора, капитана 3-го ранга включительно — командующим войсками военного округа;
  — до полковника, капитана 1-го ранга включительно — министром обороны Российской Федерации.
  Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации.
  Пребывающим в запасе сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, воинские звания присваиваются министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.

Библиографический список

  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 71, 83, 87, 89, 106, 114.
  Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»// СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»//Там же. 1997. № 6. Ст. 711.
  Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»//Там же. 1997. № 13. Ст. 1014.
  Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»//Там же. 1998. № 7. Ст. 799.
  Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»//Там же. 1998. № 13. Ст. 1475.
  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе воен- нослужащих»//Там же. 1998. № 22. Ст. 2331.
  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»//Там же. 2002. № 30. Ст. 3030.
  Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 19. Ст. 1077.
  Указ Президента РФ от 23 июня 1995 г. № 626 «О порядке присвоения офицерского воинского звания гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»//Рос. газета. 1995. 27 июня.
  Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 727 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры»//СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3516.
  Положение о порядке прохождения военной службы: утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»//Там же. 1999. № 38. Ст. 4534.
  Положение о военных комиссариатах. Утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372//Там же. 1999. № 42. Ст. 5013.
  Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»//Там же. 2000. № 17. Ст. 1852.
  Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082//СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.
  Положение о воинском учете. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541//Там же. 1999. № 1. Ст. 192.
  Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587//Там же. 1999. № 23. Ст. 2857

Назад Содержание Вперед