§ 5. Правовое регулирование использования живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России
К живым ресурсам исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов “ сидячих видов” морского дна и его недр, использование которых регулируется ФЗ РФ “ О континентальном шельфе РФ”. Живыми ресурсами континентального шельфа являются живые организмы, относящиеся к “ сидячим видам”, то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа РФ, устанавливается специально уполномоченным федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа РФ находятся в ведении Российской Федерации. Деятельность по разведке, разработке ( промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства России.
Порядок использования живых ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации устанавливается законодателем сходным образом. Видами использования живых ресурсов являются:
1) разведка и промысел живых ресурсов;
2) вылов (добыча) живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова;
3) вылов (добыча) живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;
4) вылов (добыча) живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;
5) любительский и спортивный вылов (добыча) живых ресурсов;
6) товарное выращивание живых ресурсов;
7) искусственное воспроизводство живых ресурсов.
Субъектами права пользования живыми ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ являются российские граждане и российские юридические лица; иностранные граждане и иностранные юридические лица, иностранные государства и компетентные международные организации. Российские физические и юридические лица имеют преимущество перед иными субъектами права пользования живыми ресурсами. Иностранные субъекты - пользователи ресурсами животного мира могут использовать их в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в определенных районах, и только в соответствии с международными договорами РФ с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы.
Среди всех российских пользователей преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
1) представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
2) население Севера и Дальнего Востока РФ и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
3) российские заявители, ведущие морские научные исследования биологического характера, мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;
4) российские заявители, занимающиеся промыслом живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.
В природоресурсном праве действует принцип разделения функций использования природных ресурсов и управления их рациональным использованием. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству является одним из субъектов природоресурсного права, но он не осуществляет пользование живыми ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, выполняя функцию управления рациональным и безопасным использованием живых ресурсов.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывает правила использования живых ресурсов, определяет, в пределах общего допустимого улова живых ресурсов, лимиты и квоты на вылов ( добычу) живых ресурсов в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Правила лова, лимиты и квоты на вылов ( добычу) живых ресурсов утверждаются Правительством РФ. Сроки и районы промысла живых ресурсов для российских и иностранных судов определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обороне и по пограничной службе.
Все виды пользования живыми ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ подлежат лицензированию. Выдача лицензий ( разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации Правительством РФ могут вводиться ограничения на выдачу лицензий ( разрешений) на промысел живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Лицензии выдаются на основании подаваемой российскими и иностранными заявителями заявки на получение лицензий ( разрешений) на промысел живых ресурсов, составленные, соответственно, на русском языке и языке иностранного заявителя.
Заявка на получение лицензии должна содержать: информацию о заявителе, его материальных и финансовых возможностях, включая количество промысловых судов, юридический адрес и гарантии, а также о лице, ответственном за промысел; информацию о наличии на судах средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов; основание для выдачи лицензии (разрешения) ( выделенные квоты - для российских заявителей; международный договор и выделенные квоты - для иностранных заявителей); вид промысла живых ресурсов и описание средств, включая информацию о судах, радиотехническом оборудовании и об орудиях лова, которые предполагается использовать при промысле; районы и сроки промысла живых ресурсов, их виды и квоты на вылов ( добычу) живых ресурсов каждым судном в тоннах; сведения об участии в промысле живых ресурсов иностранных граждан или иностранных юридических лиц, - для российских заявителей, об участии в промысле российских юридических или физических лиц - для иностранных заявителей.
Представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока России, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, освобождаются от обязанности указания в заявке части живых ресурсов, необходимой им для содержания семьи.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов являются:
1) отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов;
2) несоответствие содержания заявки предъявляемым требованиям;
3) представление заявителем неверных сведений;
4) непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для промысла живых ресурсов;
5) нарушения российского законодательства или международных договоров РФ, допущенные заявителем в предыдущий промысловый сезон;
6) неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения вреда, предъявленных ему или наложенных на него ранее;
7) сведения налогового органа о наличии задолженности по платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
8) отсутствие на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле.
Российские и иностранные заявители, осуществляющие промысел на основании лицензии, имеют право на добычу живых ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ в пределах объемов, сроков, видов и районов, указанных в лицензии на промысел живых ресурсов.
К основным обязанностям лиц, ведущих промысел живых ресурсов, относятся:
1) соблюдение правил и лимитов вылова живых ресурсов, выполнение условий лицензии на промысел живых ресурсов;
2) своевременное внесение установленных платежей;
3) обеспечение сохранности естественных условий обитания живых ресурсов;
4) обеспечение беспрепятственного доступа на промысловое судно должностных лиц органов охраны;
5) представление отчетных материалов об объемах добычи, сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, качестве и видах живых ресурсов, выгруженных или погруженных в иностранных портах;
6) поддержание связи с береговыми службами РФ, передача в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативных данных метеорологических и гидрологических наблюдений, а также экстренной информации о визуально отмеченных нефтяных загрязнениях морской среды;
7) ведение промыслового журнала;
8) установка на судне специальных опознавательных знаков;
9) маркировка ставных орудий лова с указанием названия судна, номера лицензии на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова.
Иностранные суда, ведущие промысел живых ресурсов в соответствии с лицензией на промысел живых ресурсов или заходящие в исключительную экономическую зону для приемки добытых живых ресурсов с других судов, дополнительно обязаны:
1) представлять в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по рыболовству и по пограничной службе ежесуточную информацию о каждом заходе в район для промысла живых ресурсов или для приемки добытых живых ресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
2) ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе о местонахождении судна при промысле живых ресурсов или при приемке добытых живых ресурсов с других судов;
3) осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии и под контролем должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе;
4) обеспечивать доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, нести все расходы на содержание, размещение и обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным ( руководящим) составом;
5) представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов.
Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные лицензией погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе РФ. Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
Иностранные суда, ведущие промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях, должны оснащаться техническими средствами контроля.
Государственный комитет РФ по рыболовству вправе аннулировать разрешения, на промысел водных биологических ресурсов, лишать права пользования водными биологическими ресурсами сроком до 2 лет, приостанавливать или аннулировать судовую копию лицензии на промышленное рыболовство в отношении российских и иностранных судов в случае: а) отсутствия на борту судна технических средств контроля; б) отсутствия информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных, которые должны передаваться в региональные центры отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, при наличии на борту судна технических средств контроля; в) нарушения российскими и иностранными судами установленного порядка прохождения контрольных пунктов ( точек) при промысле ими водных биологических ресурсов или проведении морских ресурсных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Лишение прав пользования водными биоресурсами, аннулирование лицензии на пользование ими прекращает действие выданной лицензии. Новое разрешение на промысел водных биоресурсов в этом случае может быть получено заявителем в общем порядке. В случае приостановления действия лицензии право пользования водными биоресурсами восстанавливается после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются:
1) добровольный отказ лицензиата от промысла живых ресурсов;
2) выбор лицензиатом выделенной квоты;
3) истечение срока действия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;
4) нарушение правил промысла живых ресурсов повторно в течение календарного года или превышение выделенных лимитов на вылов (добычу) живых ресурсов;
5) нарушение российского законодательства, международных договоров РФ;
6) отсутствие на судах лицензиата технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;
7) нарушение иностранными судами, участвующими в промысле живых ресурсов, порядка прохождения установленных точек контроля;
8) невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда;
9) неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа;
10) непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова (добычи) и районам промысла живых ресурсов;
11) снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод исключительной экономической зоны РФ или континентального шельфа по вине пользователя.
Если пользователь добровольно отказывается от промысла живых ресурсов до начала промысла, отказ должен быть им заявлен путем направления письменного уведомления специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по рыболовству не позднее чем за один месяц. Отказ, заявленный во время промысла, должен влечь немедленное прекращение промысла живых ресурсов.
Назад | Содержание | Вперед |