§ 4. Экономическое развитие России в пореформенный период
Переходный период характеризуется завершением промышленного переворота в России. Именно в эти годы полностью побеждают в главных отраслях русской промышленности машинное производство и паровая сила, внедряется современная технология, промышленность и транспорт переводятся на более экономичное для того времени топливо - каменный уголь.
Базовые отрасли экономики - металлургическая, горнодобывающая, металлообработка и машиностроение - развивались более быстрыми темпами, чем в странах Западной Европы.
Огромный рост горного производства происходит на базе явного превосходства в применении паровых машин. Так, за 1877 - 1893 гг. число паровых машин в горном производстве выросло в 6 раз.
Значительное развитие получает выплавка стали. Если в 1870-е годы собственных стальных рельсов Россия еще не выпускала, то в 1884 году в России было выпущено 220 тыс. тонн стальных рельсов.
Сравнение темпов роста металлургии в России за указанный период с максимальными темпами развития металлургии в других капиталистических странах показывает, что для достижения такого же темпа роста выплавки чугуна, какой был в России за указанные 10 лет, старой капиталистической Англии понадобилось 22 года, США - 23 года, Франции - 28 лет.
Совершенствуется технология металлургического производства: на юге России заводы работают на коксе, вводится горячее дутье в домнах, на всех заводах вводится сталеплавильное производство по новейшим технологиям.
В рассматриваемый период исключительно мощное развитие получила нефтяная промышленность России. Добыча нефти увеличилась с 605 тыс. тонн в 1880 году до 4 млн тонн в 1890 году. В 1882 году в русской нефтяной промышленности вводится наиболее прогрессивный метод перегонки сырой нефти перегретым паром.
После сооружения нефтепровода Баку-Батуми начинается вывоз русских нефтяных продуктов за границу. Русский керосин начинает завладевать рынками в Турции, Персии (Иран), Китае, Японии, Индии. Экспортируются русские нефтяные масла. Однако конкурентоспособность русских нефтяных продуктов на мировом рынке снижалась вследствие отсутствия собственного наливного флота.
Заметные успехи были сделаны в России в 80-х годах в машиностроении. Хотя это десятилетие не отличалось открытием большого числа новых предприятий, но продвижение вперед шло за счет значительного усовершенствования производства и перехода на выпуск все более современных машин на ранее основанных заводах. Осваивается производство водотрубных паровых котлов на Путиловском, Коломенском, Сормовском заводах, локомобилей - на Людиновском заводе, крупных двигателей (более 1000 л.с.) - на Московском заводе Гужона и др. Начинается массовый выпуск двигателей на заводах Нобеля в Петербурге и Баку, Бромлея в Москве, паровых насосов для нужд железных дорог, шахт и нефтяной промышленности.
Русское машиностроение в 80-х годах было уже в состоянии самостоятельно обеспечивать машинами первые городские водопроводы в России - Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне, Туле.
В 1887 году начал работать основанный на акционерных началах Шуйский механический завод, выпускавший отечественные ткацкие станки. Текстильные машины выпускались также заводами в Москве, Ярославле, механическими мастерскими в Орехове.
Получило дальнейшее развитие сельскохозяйственное машиностроение - производство плугов в Рязани, Москве, Бердянске. Жатвенные машины и бункера (многокорпусные пахотные орудия) выпускались заводами в Херсоне, Елизаветграде, Туле. Появились оригинальные сельскохозяйственные машины русских конструкторов - почвоуглубитель Бажанова, распашники Ржевского, запашники Менцеля, подольники Сиберальского и др.
Распространение машинного производства имело место и в других отраслях промышленности.
Однако отечественное машиностроение продолжало значительно отставать от потребностей развивающейся промышленности. Ввоз иностранных машин для всех отраслей промышленности превышал собственное производство.
Для развития важнейшей отрасли промышленности России - текстильной - в 80-е годы имело большое значение присоединение к России хлопковых районов Средней Азии. Но количество собственного хлопкового волокна покрывало 74 часть потребности. Остальные 3/4 потребного хлопка ввозились из-за границы - из Персии, Египта, Индии, США.
В 80-х годах расширяется вывоз русских хлопчатобумажных тканей в Персию, Турцию, Румынию, Китай. На персидском рынке, в частности, русские хлопчатобумажные ткани в начале 90-х годов составляли 30 % всех реализуемых хлопчатобумажных товаров.
Одной из передовых отраслей промышленности в конце XIX века в России была сахарная промышленность. К концу 80-х годов паровооруженность в этой отрасли была в 3 раза выше, чем в главной отрасли русской легкой промышленности - текстильной. С 1880 по 1890 г. производство сахара выросло вдвое. По производству сахара Россия занимала в 80-х годах четвертое место в мире.
Процесс механизации производства происходил и в таких отраслях пищевой и легкой промышленности, как мукомольное, маслобойное и кожевенное производства.
В 80-х годах, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены железные дороги Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье и между собой, и с портами Азовского моря, Закавказская - до Батуми, Закаспийская - до Ашхабада, Уральская - от Покровска-на-Волге до реки Урал, железная дорога Харьков-Балашов-Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем и др. Перевозка грузов за 10 лет, с 1881 по 1890 г. на железных дорогах удвоилась.
В 80-х годах отмечается значительое увеличение вложений иностранного капитала в промышленность России. Сумма иностранных капиталов в русских акционерных обществах выросла с 97,2 млн рублей в 1880 году до 214,7 млн рублей в 1890 году, то есть увеличилась более чем вдвое.
Господствующее место во ввозе капиталов занимали Франция, Англия и Германия. Их доля в начале десятилетия равнялась 93 %, в конце 80-х годов - 85 %. При этом особенно выросли капиталовложения Германии, которая за десятилетие выдвинулась на первое место, обогнав Англию и Францию. Резко увеличились также вложения бельгийских капиталов.
Главными отраслями, в которые вкладывался иностранный капитал, были топливная и металлургическая промышленность юга России. Если к 1880 году в общей сумме вложений в горную, металлообрабатывающую и химическую промышленность иностранный капитал составлял 38 %, то к 1890 году доля иностранных капиталовложений в этих отраслях выросла до 59 %. Строительство мощной угольной и металлургической промышленности в Донецком бассейне и Южном Приднестровье шло главным образом за счет притока иностранного капитала: английского, французского, бельгийского. Развитие Бакинского нефтепромышленного района шло также со значительным привлечением иностранного капитала (фирмы Нобеля, Ротшильда и др.).
Капиталистическое развитие в рассматриваемый период протекало неравномерно. Периоды подъема сменялись периодами упадка и депрессии.
Капиталистические кризисы в России носили более тяжелый характер, чем в развитых капиталистических странах Запада. Кризисы в России усугублялись крепостническими пережитками в деревне и, следовательно, недостаточным развитием внутреннего рынка.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1882 году во Франции и охвативший Англию, США и другие страны, проявлялся и в России, тесно связанной с мировым рынком. Кризис начала 80-х годов перешел в депрессию, затянувшуюся до 1888 года. За четыре года, с 1882 по 1886 г., промышленное производство России сократилось в среднем на 15,2 %, в хлопчатобумажной промышленности - на 20 %, в суконной - на 30 %, в машиностроении - на 32 %.
Оживление в промышленности началось с 1888 года. Уже с 1888 по 1890 г. выплавка чугуна выросла на 51 %, производство железа, стали - на 33 %.
В 1890 году, отчасти в связи с мировым промышленным кризисом, отчасти в связи с начавшимся голодом в России, выпуск продукции промышленности снова понижается в среднем на 6 %. В черной металлургии производство росло, но замедленными темпами.
Новый промышленный подъем начался лишь с 1893 года. 90-е годы в истории России явились периодом особенно бурного развития промышленности. Запоздавший в своем развитии по сравнению с другими странами Западной Европы, российский капитализм после реформы 1861 года стал развиваться бурными темпами, включаясь в мировую систему капитализма.
Иностранный капитал, оказывая в это время положительное влияние на развитие капитализма в России, ставил страну во все большую зависимость, влияя на ход ее развития и в то же время являясь объектом для проникновения иностранных капиталов; капиталистическая Россия в свою очередь стремилась в какой-то степени вывозить и свои капиталы. Они были направлены в восточные страны - Персию, Монголию, Манчжурию, отчасти в Турцию и на Балканы.
Но в экономике России экспорт товаров преобладал над экспортом капитала. Русские промышленники развернули широкую торговлю со странами Востока. Особенно важным рынком была Персия, куда текстильные фабриканты издавна сбывали свои изделия. Здесь русским капиталистам приходилось вести жестокую конкурентную борьбу с англичанами. К началу ХХ века русская продукция вытеснила английские ткани из Персии. Российский консул в Сеистане сообщал, что английские товары распространялись хуже, чем русские, так как они «не по вкусу сеистанцам».
Интенсивно вывозя свои товары за границу, русские капиталисты в то же время боролись против проникновения на внутренние российские рынки иностранных товаров. Их интересам соответствовала и покровительственная политика русского правительства, которое в 1891 году обложило изделия заграничных фабрик запретительной пошлиной. Промышленники добивались от правительства также дешевого кредита.
Отмена крепостного права явилась своеобразным этапом в замене феодального способа производства капиталистическим.
Изменения в экономической структуре неизбежно должны были вызвать соответствующие изменения и в его политической (государственной и правовой) системе.
Буржуазия, а также помещики, вставшие на путь капиталистического развития, были уже заинтересованы в буржуазных реформах. К этой заинтересованности прибавилась борьба «освобожденных» крестьян за изменение старой государственной правовой машины, а также движение религиозной интеллигенции за буржуазно-демократические преобразования, за «расчистку пути» для свободного развития капитализма.
Развивающаяся капиталистическая экономика заставляла правительство менять уровень и систему управления. Экономическая политика царского правительства становилась все более регулятивно- поддерживающей. Протекционизм имел реальные формы: 1) таможенный тариф ограничивал ввоз заграничных товаров (пошлины на ввозимые товары составляли от 20 до 100 % их стоимости); 2) казенные заказы и субсидии давали возможность влиять в целом на финансовую состоятельность государства и социальные процессы.
Царское правительство провело реформу финансовой системы, начатую в 1897 году. Это диктовалось нуждами растущего капитализма и потребностями интеграции России в мировую капиталистическую систему. Реформа финансов предусматривала переход от обесцененных бумажных денег к устойчивой золотой валюте. Запас золота царизм пополняет путем нового повышения косвенных налогов и доходов от винной монополии. В целях накопления золота был увеличен экспорт продукции сельского хозяйства, прежде всего хлеба. По реформе бумажный рубль приравнивался к 66 и 2/3 коп. золотом. Право Государственного банка на выпуск банкнот ограничивалось суммой не свыше 300 млн рублей. Весь последующий выпуск кредитных билетов должен был обеспечиваться золотом. Эта реформа вполне устраивала буржуазию, а также иностранных капиталистов, чьи кредиты размещались в России, так как повышала платежеспособность царского правительства. Но реформа базировалась на зыбкой основе: внешний долг России превосходил ее золотые запасы. И уже в 1890 году наметились кризисные явления в денежной системе России.
Реформа на короткое время оздоровила финансы, способствуя в определенной мере поддержанию промышленного подъема.
Несмотря на большой скачок в развитии промышленности, сделанный Россией в 80 - 90-е годы, она продолжала сильно отставать от других капиталистических стран. В то время как годовая выплавка чугуна на душу населения достигла в США 108 кг, в Бельгии - 106 кг, в Германии - 84 кг, и в Великобритании - 82 кг, в России производилось в год всего 13 кг чугуна на душу населения. Добыча угля и производство чугуна не покрывали потребностей страны. Из былого экспортера железа (в XVIII и начале XIX в. железо было одной из главных статей русского экспорта) Россия в последние десятилетия XIX века явилась уже крупным импортером чугуна и стали. Большая часть паровозов и железнодорожных вагонов, паровых котлов, локомобилей, станков, сельскохозяйственных машин, полиграфического и прочего оборудования ввозилась из-за границы. Об экономическом отставании России свидетельствовало и то, что первое место в общей сумме ее промышленного производства занимала легкая промышленность. В 1890 году из общей стоимости промышленной продукции страны в 1597 млн руб. текстильная отрасль (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная и шелковая) давала 500 млн рублей, металлургическая промышленность - 247 млн рублей, горная, включая нефтяную промышленность, давала продукции всего на 56 млн рублей. Вся тяжелая промышленность в общей сумме производства занимала 22 %.
Несмотря на имевшее место техническое перевооружение в промышленности в 80 - 90-е годы, Россия продолжала отставать от передовых стран Западной Европы и США в техническом отношении. Так, например, на 1000 прядильных веретен в России приходилось 16,6 рабочих, а в Англии - 3 рабочих. В каменноугольных шахтах все подземные работы производились вручную, и выработка угля на одного рабочего в 1891 году составила в России 170 т, а в США - 560 т. Основная причина такого резкого отставания России в промышленном развитии заключалась в том, что в стране были еще сильны пережитки крепостничества, тормозившие процесс роста русской промышленности.
От этого груза России предстояло освободиться.
Назад | Содержание | Вперед |