1. Особенности прогнозирования конфликтов
Прежде чем приступить к прогнозированию конфликтов, необходимо вспомнить формулу конфликта:
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент.
Таким образом, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию, необходимо знать и уметь определять:
1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?
2. Имеется ли проблема (объект)?
3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?
4. Какова вероятность возникновения инцидента?
Итак, конфликт может возникнуть только при наличии всех четырех компонентов его составляющих. Поэтому практические действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из выделенных компонентов и их системное рассмотрение с тем, чтобы увидеть, в каком направлении будет происходить развитие событий в целом.
Рассмотрим последовательно каждый компонент системы, его функционирование и направление развития, в котором вероятность конфликта нарастает и может достичь критической точки.
1. Кто участники конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать конфликт?
Анализируя психологические особенности участников потенциально возможного конфликта, требуется обратить внимание на их мотивы, ценностные ориентации, особенности характера и манеры поведения.
2. Имеется ли проблема?
Всякая проблема возникает тогда и есть там, где есть противоречие, где есть рассогласование чего-то с чем-то (например, разные взгляды на воспитание ребенка у родителей).
3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация?
Конфликтная ситуация — это еще не конфликт. Отношения между потенциально конфликтующими сторонами могут то ухудшаться, то восстанавливаться. Люди входят в деловое и даже неформальное общение, но между ними возникает непонимание, отчужденность даже настороженновраждебные отношения, хотя объяснить или понять первопричину этого порой бывает нелегко. Конфликтная ситуация назревает постепенно. Однако для прогноза конфликта очень важно понять и увидеть не только то, что конфликтная ситуация налицо, но и в каком направлении она развивается: по нисходящей или, наоборот, по восходящей — в направлении нарастания противоречия и противоборства. Следовательно, для прогнозирования конфликта важно учесть общую тенденцию развития отношений между сторонами.
4. Какова вероятность возникновения инцидента?
Каков инцидент? Насколько он серьезен? В чем его особенности? Будет ли он детонатором конфликта? (Например, ребенок получил «3» за год, хотя родители думали, что он занимался хорошо. Если отношения между родителями не ахти, то это достаточно серьезный инцидент для семейного конфликта).
Таким образом, прогнозирование конфликта является частью его профилактики. Любой конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Средств для этого достаточно много, тем более, что профилактика требует меньших затрат сил и средств и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Деятельность по предупреждению конфликтов должна вестись по четырем основным направлениям (в соответствии с причинами возникновения конфликта):
- создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций;
- создание оптимальных организационно-управленческих условий для функционирования организации;
- устранение социально-психологических причин конфликтов;
- предупреждение личностных причин возникновения конфликтов.
Назад | Содержание | Вперед |