§ 2. Понятие и виды ущерба, причиненного космическими объектами
Термин «ущерб» Большой толковый словарь русского языка определяет как «материальные или моральные потери; урон». Здесь же определяется значение применяемого в юридической литературе термина «вред» как «порча, ущерб». Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятия «ущерб» и «вред» тождественны по своему содержанию. Отечественный юрист-международник А. А. Рубанов, говоря об однородности рассматриваемых терминов, писал: «В теоретическом исследовании лучше пользоваться термином «вред». Термин «ущерб» фигурирует в Конвенции вследствие необходимости обеспечить единство ее терминологии и терминологии Договора по космосу».
Не вступая в полемику по данному поводу, нами будет применяться термин, установленный международно-правовыми актами — «ущерб», с презумпцией того, что используемые в разных работах понятия «ущерб» и «вред» означают одно и то же.
Понятие ущерба, причиненного космической деятельностью при исследовании и освоении небесных тел основывается на общеправовом понятии ущерба. Под ущербом в теории права понимается вред, т. е. нарушение или умаление какого-либо имущественного права или нематериального блага.
Договор по космосу 1967 г. устанавливает, что ущерб является одним из оснований космической правовой ответственности. В его ст. VII говорится, что государство, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, «несет международную ответственность за ущерб».
Ущерб, следовательно, служит основанием космической правовой ответственности как в том случае, когда ущерб причинен вследствие деятельности государства, соответствующей международному праву (включая, в частности, Устав ООН и Договор по космосу), так и тогда, когда речь идет о материальной ответственности за международное правонарушение. Правоотношения ответственности, регулируемые постановлениями Конвенции, также возникают при условии, если имеется ущерб.
В Договоре по космосу определение ущерба не дается. В международном космическом праве понятие ущерба раскрывается в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
Так, в ст. I этой Конвенции говорится, что «термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций».
Это постановление Конвенции четко определяет, когда имеется ущерб в смысле данного международно-правового документа, и, следовательно, когда наступает ответственность государства.
Исходя из приведенной нормы, для этого необходимо наличие одного из следующих фактов:
1) смерти человека;
2) вреда здоровью человека в виде телесного повреждения;
3) иного (т. е. не связанного с телесным повреждением) вреда здоровью человека;
4) уничтожения имущества государства, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций;
5) повреждения имущества государства, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций.
Этот перечень носит исчерпывающий и закрытый характер. Если космический объект вызовет последствия, не упомянутые в этом списке, то и ответственность не наступает.
В частности, космический объект, будучи предметом, передвигающимся с высокой скоростью и появляющимся в поле зрения отдельного человека внезапно, может вызвать испуг, сильное волнение, душевное переживание. Если они вызвали повреждение здоровья, возникает ответственность по нормам настоящей Конвенции. Если же такие переживания не вызвали повреждения здоровья, ущерба по Конвенции нет, а следовательно, ответственность не наступает. Иначе говоря, одно государство не может требовать от другого выплаты денежной суммы только на том основании, что его граждане испытали душевные переживания вследствие действия космического объекта.
Вместе с этим, по нашему мнению, применительно к деятельности на поверхности Луны и небесных тел рассмотренное нами понятие ущерба, закрепленное в Конвенции об ответственности, является недостаточным и не предусматривает таких случаев ущерба, которые могут быть причинены в ходе проведения активной космической деятельности по исследованию и освоению небесных тел.
Так, если в Конвенции говорится только об ущербе, причиненном космическим объектом в ходе его эксплуатации, то на поверхности небесного тела ущерб может быть причинен не только космическим объектом, но и самой космической деятельностью, представляющей повышенную опасность. Такая деятельность может проявляться в форме эксплуатации установок, приспособлений, производства взрывов, бурения и т.д. Само собой разумеется, что при определенных ситуациях ни одна из норм Конвенции об ответственности не сможет быть применена, так как ущерб может быть причинен и не космическим объектом. Таким образом, этот вопрос в международном космическом праве имеет основательный пробел, который должен быть восполнен.
При принятии Соглашения о Луне 1979 г., государствами уже были заложены основы нового международного документа, в разработке и принятии которого возникла необходимость. Так, по ст. 14 Соглашения о Луне государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность на Луне, кем бы она ни осуществлялась: правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Они также несут ответственность за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Соглашении. Здесь же подчеркивается, что деятельность находящихся под юрисдикцией государства-участника неправительственных юридических лиц может осуществляться только «под контролем и под постоянным наблюдением» соответствующего государства-участника. Эта же статья предусматривает, что в будущем «в результате активизации деятельности на Луне» может возникнуть необходимость заключения детальных соглашений об ответственности за ущерб, причиненный на Луне, в дополнение к положениям Договора по космосу и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.
Как мы видим, в анализируемой норме Соглашения о Луне говорится уже об ответственности за проводимую на небесном теле деятельность.
В развитие общего принципа предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности, провозглашенного Договором по космосу (ст. IX), Соглашением 1979 г. предусмотрены меры по предотвращению нарушения сформировавшегося равновесия лунной среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду.
Указанные положения приобретают особое значение в свете ст. 4 Соглашения о Луне, обязывающей государства уделять должное внимание «интересам живущих и будущих поколений», которая направлена на обеспечение сохранения единственного спутника Земли в таком состоянии, чтобы не только живущие, но и далекие будущие поколения могли пользоваться благами, полученными в результате освоения Луны.
Вместе с этим, даже в случае, если государства-участники и совершат действия, которые повлекут наступление таких вредных последствий, как «нарушение сформировавшегося равновесия лунной среды вследствие внесения неблагоприятных изменений», у международного сообщества не будет в наличии правовых оснований для рассмотрения вопроса о материальной ответственности государства — нарушителя. Ведь если нет ущерба — главного основания международной космической правовой ответственности, то нет и самой ответственности, так как возмещать нечего.
Поэтому, по нашему мнению, при разработке нового международного документа, регулирующего деятельность на небесных телах, необходимо установить новое понятие ущерба, который может быть причинен в ходе деятельности на поверхности небесного тела. Данное понятие ущерба должно быть шире такого же понятия, предусмотренного Конвенцией об ответственности 1972 г. Одним из признаков в содержание данного понятия должно войти и «причинение вреда самому небесному телу, сложившейся на нем природной среде, путем внесения неблагоприятных изменений в эту среду».
Таким образом, по мнению автора, понятие ущерба, причиненного космической деятельностью при исследовании и освоении небесных тел должно выглядеть следующим образом: «Под ущербом, причиненным космической деятельностью при исследовании и освоении небесных тел понимается: причинение смерти человеку, либо вреда здоровью человека, уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций, а также причинение ущерба сложившейся на небесном теле природной среде путем внесения неблагоприятных изменений в эту среду».
Можно предположить, что последний признак предлагаемого нами определения понятия вызовет такие возражения, что не может рассматриваться в качестве ущерба вред, причиненный естественной среде небесного тела, так как небесные тела не принадлежат ни одному из государств Земли. Однако, нарушение в ходе космической деятельности природной среды планет Солнечной системы, может, как уже отмечалось, вызвать существенные осложнения для других субъектов космической деятельности, вплоть до невозможности использования отдельных участков небесных тел. И это создаст необходимость восстанавливать естественные условия на небесном теле государствами, не причинявшими такого ущерба. Государства, восстанавливая нарушенные иным субъектом условия, будут нести определенные материальные затраты. Кроме того, указанные формулировки «воздерживаться от внесения неблагоприятных изменений в лунную среду», а также «в интересах живущих и будущих поколений» пока носят лишь декларативный, рекомендательный характер и никоим образом не имеют правового обеспечения. Такое положение вещей будет изменено коренным образом при установлении ответственности за ущерб, причиненный государством-исследователем природной среде небесного тела.
Назад | Содержание | Вперед |