§ 4. Космические правовые отношения
Из общей теории права мы знаем, что под правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами права. Под космическими правовыми отношениями следует понимать общественные отношения между субъектами международного космического права, складывающиеся в связи и по поводу исследования и использования ими космического пространства и урегулированные как принципами и нормами общего международного права, так и международного космического права.
Субъекты международного космического права
К числу наиболее сложных и спорных проблем международного космического права, как, впрочем, и всего международного права, относится проблема определения круга субъектов и объекта данной отрасли права, которая, к сожалению, пока не еще получила достаточно полной разработки и единообразного решения в теории международного права.
Согласно общей теории права под субъектом права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении.
При этом термин «правоотношение» обозначает два разнопорядковых правовых явления:
— как определенное средство правового воздействия на общественные отношения, с одной стороны,
— и результат такого воздействия, с другой, имея в виду возникающую на основе юридических норм общественную связь между лицами, которая характеризуется наличием у них юридических прав и обязанностей.
Правоотношение как средство воздействия на поведение субъектов представляет собой лишь модель поведения субъектов в этих отношениях, его не следует отождествлять ни с существующими фактическими общественными отношениями, ни даже с их формой.
Правоотношение же, как результат правового воздействия является общественным отношением, в котором деятельность субъектов урегулирована правом. Причем возникающие на основе юридических норм права и обязанности друг без друга и вне связи друг с другом существовать как физические явления не могут. В результате воздействия субъективных прав и юридических обязанностей и их реализации общественные отношения приобретают правовую форму, упорядочиваются.
Эти положения в полной мере могут быть применены к международному праву, в целом, и к такой его отрасли, как международное космическое право, в частности, с учетом, естественно, их особенностей и специфики.
Под субъектом международного права вообще и международного космического права, в частности, понимается потенциальный участник международно-правового отношения (космического правоотношения), который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. При этом международное правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами международного права.
Следует иметь в виду, что в международном праве, как и во всех других областях права, не может существовать субъекта конкретного правоотношения, который не являлся бы субъектом права. Участвуя в международном общении, субъекты международного права и международного космического права вступают в самые разнообразные правоотношения. В этой связи возникает важная теоретическая проблема: регулирует ли современное международное космическое право только отношения между субъектами, возникающие в связи с исследованием и использованием космического пространства, или же оно регулирует также отношение субъектов к самому космосу?
Известно, что международное космическое право устанавливает правила поведения, которых субъекты международного космического права должны придерживаться в своих отношениях друг с другом по поводу деятельности в космическом пространстве, а также правила, непосредственно относящиеся к использованию человечеством самого космического пространства.
Различного рода запреты, налагаемые международным космическим правом на государства в отношении космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (запрещение испытаний ядерного оружия, запрещение национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрет выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах, размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом и т.д.), являются ничем иным, как регламентацией отношения субъектов к самому космосу.
Вместе с тем, такая регламентация отношений субъектов к космическому пространству представляет собой, в конечном счете, регламентацию и отношений субъектов международного космического права между собой. Поэтому логично сделать вывод, что международное космическое право регулирует отношения между своими субъектами в связи с исследованием и использованием космического пространства, включая и отношение субъектов к самому космосу.
Ответ на вопрос о том, что следует понимать под термином «субъект международного космического права», следует искать прежде всего в текстах действующих договоров и соглашений по космосу, в толковании их отдельных положений и статей.
Действующие в настоящее время пять основных многосторонних международных соглашений по космосу, такие как: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. наделяют всей полнотой перечисленных в них прав и обязанностей государства.
Так, в соответствии со ст. XIV Договора по космосу участниками этого договора могут быть только государства. На это же указывает и полное название самого Договора. Причем положения Договора применяются в отношении деятельности государств-участников «независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством... или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций» (ст. XIII), а практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследовании и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами-участниками Договора, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой организации, являющимися участниками Договора.
Только государства, в соответствии со ст. VI Договора по космосу, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора. Причем космическая деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства- участника Договора.
Приведенные положения Договора по космосу неопровержимо свидетельствуют о том, что основными субъектами международного космического права, участвующими или могущими участвовать в международных космических правоотношениях, являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. Международная космическая правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений, она не ограничена в объеме.
Вторичными, производными, субъектами международного космического права являются правомерно созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем космической правосубъектности таких международных межправительственных организаций ограничен, он определяется волей государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого эти организации учреждаются.
Говоря о международных организациях как субъектах международного космического права, следует иметь в виду, что если специальные международные космические организации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут являться как субъектами международных космических правоотношений (в силу своей компетенции, определенной учредительными актами), так и субъектами международных правоотношений вообще, то любая другая международная организация не всегда может быть субъектом международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государства-члены наделили ее специальной компетенцией, зафиксированной в уставе.
Действующее международное космическое право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию космического пространства как государствами в рамках международных организаций, так и самими международными организациями.
Так, ст. VI Договора по космосу устанавливает, что «в случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники Договора».
Из текста ст. 6 Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. следует, что под термином «власти, осуществляющие запуск», понимаются как государства, так и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность. Такие международные организации должны принять на себя права и обязанности по Соглашению о спасании космонавтов 1968 г., и большинство их членов должны являться участниками данного Соглашения и Договора по космосу. Такие же условия в качестве conditia sine qha non предписываются Конвенцией о регистрации объектов для распространения действия ее положений на международные организации (ст. XXII).
Конвенция 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, также регламентирует вопросы, связанные с космической деятельностью международных межправительственных организаций. При этом в Конвенции четко дифференцируются права и обязанности государств, с одной стороны, и права, и обязанности международных организаций — с другой. В частности, международная организация в соответствии со ст. XXII Конвенции лишена права предъявлять претензию о выплате компенсации за причиненный ей ущерб (этим правом наделены только и исключительно государства-члены), хотя наряду со своими государствами-членами в определенных случаях может нести солидарную ответственность за нанесенный ущерб.
Российская доктрина международного права при объяснении причин появления приведенной формулы ссылается главным образом на то обстоятельство, что в настоящее время вся космическая деятельность осуществляется государствами, а космическая деятельность международных организаций является незначительной. Вопросы, связанные с участием международных организаций в международных космических правоотношениях, в конечном итоге сводятся к правам, обязанностям и ответственности государств.
В отличие от суверенных государств, которые ipso facto являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами, обладающими специальной правосубъектностью.
Таким образом, субъектами международного космического права являются суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.
Составными элементами международной космической правосубъектности являются космическая правоспособность и космическая дееспособность.
Общая теория права определяет правоспособность как способность субъектов права иметь права и нести обязанности, а дееспособность — как способность субъектов самостоятельно, своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Правоспособность и дееспособность присущи каждому субъекту права, но в то же время в различных отраслях права эти элементы имеют свою специфику и особенности.
Космическая правоспособность — это способность обладать правами и обязанностями и нести ответственность при осуществлении деятельности по исследованию и использованию космического пространства.
А космическая дееспособность — это способность своей космической деятельностью вызывать те или иные юридические последствия, предусмотренные нормами международного космического права.
Подобно тому, как в общем международном праве все государства правоспособны, все государства являются правоспособными и в связи с исследованием и использованием космического пространства.
Справедливость данного утверждения подтверждается ст. I Договора по космосу, которая устанавливает, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел».
Иными словами, каждое государство обладает правом на исследование и использование космического пространства в мирных целях путем запуска космических аппаратов.
Иначе обстоит дело с космической дееспособностью государств, т. е. с реальной возможностью осуществления, претворения в жизнь на практике космической правосубъектности.
Пока еще не все государства обладают технической возможностью осуществлять космическую деятельность. Поэтому сегодня космическая дееспособность — это по существу не дееспособность, а правоспособность, поскольку она означает лишь право государств быть дееспособными. По своему объему в настоящее время она значительно меньше международной космической правоспособности, что обусловлено различными уровнями экономического, политического и научнотехнического развития государств.
Однако это не означает, что такой разрыв будет существовать вечно. Важнейшим инструментом сокращения разрыва между космической правоспособностью и космической дееспособностью государств и уравнивания их друг с другом являются техническая вооруженность и научно-технический прогресс. Именно благодаря научно-техническому прогрессу с каждым годом все большее число государств будет расширять свою космическую деятельность, глубже и дальше проникая в тайны Вселенной.
Признание существования разрыва между космической правоспособностью и космической дееспособностью государств также не означает юридического закрепления неравенства субъектов международного космического права. Оно лишь отражает реальность сегодняшнего дня и подчеркивает, что только действие в состоянии выявить дееспособность государств в международных отношениях.
Объект международного космического права
С проблемой субъектов очень тесно связана проблема объекта права вообще и международного или международного космического права в частности, так как согласно общей теории права объектом является всегда то, на что воздействует субъект.
Применительно к международному праву его объектом будут являться международные отношения, т. е. то, что регулирует международное право, на что направлено его воздействие.
Соответственно сказанному, объект международного космического права можно определить как международные отношения, возникающие по поводу и в связи с космической деятельностью, т. е. в связи с деятельностью субъектов международного космического права по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел на основе действующего международно-правового механизма.
При этом следует иметь в виду, что объект международного космического права не совпадает с объектом международного космического правоотношения и отличается от последнего прежде всего по объему и широте охвата.
Объект международного космического права — это понятие более широкое и общее, имеющее отношение ко всей рассматриваемой отрасли международного права.
Объект же международного космического правоотношения — это более узкое понятие, которое отражает конкретное проявление объекта международного космического права, определенное фактическое международное отношение, на которое воздействует международное космическое право.
Объект международного космического права не следует также путать с объектом космической деятельности, каковым является космическое пространство, а также Луна и другие небесные тела.
Назад | Содержание | Вперед |