9.6. Внутренняя политика России в 30-50-е гг. ХIX в. Николай I (1825-1855)
Оценки правления Николая I противоречивы. «Жандарм Европы», «удав, 30 лет душивший Россию», «Николай Палкин» - таким Николай I предстает со страниц произведений А. Герцена, Н. Добролюбова, Л. Толстого. «Рыцарь монархической идеи», «первый самодержец после Петра», «истинный великий легитимист» - это Николай I в определении И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича.
Николай I был третьим сыном Павла I, поэтому к управлению государством его специально не готовили. Он рос здоровым и крепким ребенком, выделяясь среди сверстников высоким ростом. Детство он провел в бесконечных военных играх с младшим братом Михаилом. Учился Николай неровно. Общественные науки казались ему скучными, его больше привлекали точные и естественные науки и военно-инженерное дело. На мировоззрение и деятельность Николая оказала воздействие Отечественная война 1812 г. 16-летний Николай рвался в армию, не сомневался в победе России даже тогда, когда французы находились в Москве. В 1814 г. Александр I разрешил ему прибыть в действующую армию, но принять участие в военных действиях Николаю не удалось.
Глубокое влияние на все аспекты внутренней и внешней политики Николая I оказало движение декабристов. По личному распоряжению Николая I была составлена особая записка, в которую вошли проекты декабристов, материалы их допросов и даже записки, составленные некоторыми из декабристов как по собственной воле, так и по желанию императора. Все это больше походило на возможную программу царствования, чем на анализ документов и программ декабристского движения. По воспоминаниям современников, на протяжении всего царствования у Николая на рабочем столе лежал этот документ, к которому он не раз обращался.
Николай I, будучи расчетливым и умным политиком, видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя.
Крестьянский вопрос
Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. Выступая в Государственном Совете при обсуждении законопроекта об «обязанных крестьянах» в 1842 г., Николай заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь - было бы злом конечно еще более гибельным». Вероятно, в этой речи императора заключен ответ на вопрос о том, почему многочисленные проекты, подготовленные различными секретными комитетами по рассмотрению крестьянского вопроса, так и не были реализованы.
Следует, однако, подчеркнуть, что в царствование Николая I происходило ограничение сферы крепостного права, при этом интересы помещиков практически не ущемлялись. Запрещалась продажа крестьян в розницу (указ 1841 г.), покупка крестьян безземельными дворянами (1843) Указом 1847 г. крестьянам предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. последовал указ, разрешавший всем категориям крестьян покупать недвижимость.
Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе в николаевское царствование связаны с именем графа П.Д. Киселева. Он становится постоянным членом всех секретных комитетов по крестьянскому делу. Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части». Киселев высказывался за «двуединую реформу», которая бы коснулась и помещичьих и государственных крестьян. Преобразования в государственной деревне должны были бы стать образцом для помещиков в регулировании их отношений с крестьянами. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей).
В 1837-1841 гг. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. По мнению большинства историков, реформа Киселева, наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.
Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах»: помещик мог по соглашению с крестьянами (без какого-либо выкупа) предоставлять им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны заплатить или выполнить определенные повинности. По существу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.
Укрепление самодержавия
Самодержавный принцип в царствование Николая I получил классическое воплощение и был возведен в абсолют. Проводником этого принципа стала Собственная Его Величества канцелярия, превратившаяся в государственное учреждение. В 1826 г. учреждено IIIотделение канцелярии, главной функцией которого стал политический сыск и надзор. В качестве военно-политической силы III отделения был сформирован корпус жандармов (политическая полиция), страна была поделена на 5 жандармских округов. Кроме того, Николай посредством своих флигель- и генерал-адъютантов лично мог контролировать практически любую сферу общественных и государственных отношений.
Важное внимание уделял Николай I разработке новой государственной идеологии. Таковой становится предложенная С. С. Уваровым (глава Министерства народного просвещения) «теория официальной народности», в основе которой лежала «триединая» формула: «православие, самодержавие, народность». Данная концепция провозглашала новый принцип: опору монархической власти непосредственно на патриархальное крестьянство, минуя дворянство. Смысл «официальной народности» состоял в следующих положениях: в то время как Европа сотрясается революциями, в России самодержавие составляет главное условие существования; спасительное начало - в церкви, отсутствие любви к вере губительно для народа и каждого человека; только на народности может быть укреплен якорь спасения России, народность - это сохранение народных понятий и признание этих понятий правительственной идеологией.
Выступление декабристов показало императору, что дворянство не является отныне опорой самодержавия. Главную опору самодержавия Николай I теперь видел в чиновничьей бюрократии. Он стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалования. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией. В период правления Николая в России растет бюрократический аппарат. Если в начале ХК в. в стране насчитывалось 1516 тыс. чиновников, то в 1847 г. - 61,5 тыс.
Одной из главных задач своей внутренней политики Николай I считал регламентацию всех сторон российской жизни. Он любил повторять: «Царская власть должна опираться на закон». С этой целью под руководством Сперанского II отделение императорской канцелярии осуществило систематизацию российских законов (1833). Итогом этой деятельности стало «Полное собрание законов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов Российской империи».
Экономические мероприятия
• Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, осуществленная в 1839-1843 гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль и установлен обязательный его курс к бумажным ассигнациям (1:3,5). Ассигнации изымались из обращения и обменивались по курсу на кредитные билеты. Это нормализовало хозяйственную жизнь страны, укрепило ее финансовое положение.
• Установлены протекционистские пошлины на ввозимые заграничные товары.
• Проводились крупные промышленные выставки, широкое железнодорожное строительство.
• В 1828 г. создан Мануфактурный Совет, который осуществлял контроль над развитием промышленности, организовывал промышленные выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.
Усиление цензуры, борьба с инакомыслием
• В 1826 и в 1828 гг. вводятся новые цензурные уставы, еще более ужесточившие контроль за деятельностью литераторов и журналистов. В творческих кругах устав 1826 г. получил название «чугунного».
• В 1827 г. специальным указом запрещалось обучение крепостных в средних и высших учебных заведениях. По школьному уставу 1827 г. право обучения в гимназиях могло быть предоставлено исключительно детям дворян.
• Университетский Устав 1835 г. существенно ограничил самостоятельность этих учебных заведений, ставил их под идеологический и административный контроль Министерства народного просвещения.
Жесткая охранительно-самодержавная политика Николая I порождала соответствующую реакцию в различных слоях русского общества. Это национально-освободительное восстание в Польше (1830-1831), холерные бунты (1830-1831), а также социально-политические и философские воззрения различных общественных течений, пытавшихся найти собственные решения проблем российской действительности.
Рассматривая политику правительства в области образования, необходимо подчеркнуть, что в царствование Николая I закладывались основы профессионального образования в России. Открывались учебные заведения, удовлетворявшие, в первую очередь, практическим потребностям государства (Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве). При университетах были созданы технические, медицинские, юридические факультеты и кафедры. Появилась сеть реальных училищ, дававших среднетехническое образование. Учреждались специальные учебные заведения, в том числе и военные (кадетские корпуса, военные и морские академии). Несмотря на сословность образования, нередко в гимназиях и университетах (особенно на технических и медицинских факультета) вместе с дворянами обучались разночинцы (лица, не принадлежащие ни к податному сословию, ни к дворянству). Таким образом, образование перестало быть монопольной сферой дворянства.
Социальная политика
Основным направлением социальной политики Николая I явилось укрепление и консервация дворянского сословия. Были созданы преграды расширению этого сословия за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам первой и второй гильдии) и почетных граждан (присваивалось чиновникам 4-10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати; то есть часть дворянских привилегий распространялись на людей «подлого происхождения». Это, по мысли правительства, должно было уменьшить стремление войти в высшую сословную касту. В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской - с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее. В целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждены неделимые наследственные имения, то есть не подлежащие дроблению между наследниками и переходящими по наследству к старшему сыну.
Назад | Содержание | Вперед |