9.7. Общественное движение в 30-50 гг. ХIX в

  Массовые народные движения
  Во второй четверти ХК в. наблюдался рост народных движений. Так, увеличилось число крестьянских выступлений. Если за первую четверть ХК в. произошло 650 крестьянских волнений (в среднем 26 волнений в год), то за вторую - до 1090 волнений (в среднем 43 в год). В начале 30-х гг. происходили массовые волнения удельных и государственных крестьян в связи с увеличением повинностей, сокращением наделов и притеснений местной администрации.
  В 1830-1831 гг. по стране прокатилась волна так называемых холерных бунтов. Поводом к ним явились строгие карантинные меры в связи с распространявшейся холерой. В июне 1830 г. восстали горожане и матросы в Севастополе. Город оказался в руках восставших. Вскоре он был окружен карательными войсками, и восстание было жестоко подавлено. В июне 1831 г. произошло выступление городского люда в Петербурге на Сенной площади. Толпа рабочих, ремесленников и дворовых, проживавших в Петербурге, разнесла холерную больницу, истребила врачей и разогнала полицию. На усмирение «бунта на Сенной площади» приезжал сам Николай I, который приказал гвардейским частям оцепить площадь и разогнать восставших.
  Деятельность кружков и тайных обществ
  Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30 гг. ХК столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Там действовали кружок братьев Критских (1827), члены которого разделяли программу декабристов; кружок Н.П. Сунгурова (1830-1831), входившие в который студенты выступали за революционный переворот; кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831-1834), в которых изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию. Кружки создавались и в провинции. Большинство кружков было быстро разогнано полицией, некоторые их участники подверглись ссылке.
  Идейно-политические течения в обществе в 30-40 гг. ХРЖХ в.
  На рубеже 30-40-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано одно из «Философических писем» П.А. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина), после публикации которого журнал «Телескоп» был закрыт, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим. Он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России режима. Прошлое, настоящее и будущее России Чаадаев оценивал крайне пессимистично. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений - славянофильства и западничества.
  В 30-40-х гг. ХК в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления:
  1) охранительное;
  2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство);
  3) революционно-демократическое.
  Идейным выражением охранительного направления в общественной мысли была «теория официальной народности». Ее пропагандировали реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Теоретики официальной народности доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости». Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западноевропейского рабочего.
  Либерально-оппозиционное направление в общественной мысли было представлено двумя течениями - славянофилами и западниками. Представители этого направления негативно относились к крепостничеству и существующим политическим порядкам. Споры между западниками и славянофилами главным образом касались различных подходов к оценкам прошлого и будущего России.
  Славянофилы (братья Аксаковы, А.С. Хомяков, братья Киреевские) выступали с идеей о глубоком отличии России от западноевропейских стран, особом пути ее развития. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере как единственно истинном христианстве. Они считали, что петровские реформы заставили страну отклониться от естественного пути развития, на этот путь необходимо вернуться. Решительно выступая против крепостного права, славянофилы считали, что власть царя должна остаться неограниченной, но народ должен получить право свободно выражать свое мнение - на Земских соборах, в печати. Термин «славянофилы», по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами-западниками в пылу полемики. Сами они называли себя «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что их интересуют судьбы русского народа, а не славян вообще.
  Западники (Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин) - выступали за европеизацию России, основываясь на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого. Они были сторонниками реформирования российского общества «сверху», без социальных потрясений, выступали за установление конституционной монархии, провозглашение политических свобод. Западники выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.
  Революционно-демократическое течение было представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, H. П. Огаревым, а также петрашевцами - членами кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Они восприняли основные программные лозунги декабристов: борьба против феодально-абсолютистских учреждений и, в первую очередь, ликвидация крепостничества и самодержавия. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Герцен создал самобытную концепцию русского социализма, которую изложил в работах «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России». Он исходил из идеи особого, «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Объективными условиями возникновения и распространения общинного социализма в России явилось слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Эти условия рассматривались как факторы, обеспечивающие переход к социализму, минуя капитализм. Русский социализм - одна из разновидностей утопического социализма. В 1853 г. в Лондоне Герцен основал «Вольную русскую типографию», которая положила начало бесцензурной русской прессе.
  Видное место в общественном движении 40-х гг. занимает деятельность кружка петрашевцев. Основателем его был молодой чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич- Петрашевский. С зимы 1845 г. на его петербургской квартире каждую пятницу собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Это были люди с самыми разными взглядами: как революционно-демократическими, так и умеренно-либеральными. Наиболее видными деятелями кружка петрашевцев были Д.Д. Ахшарумов, С.Ф. Дуров, Н.С. Кашкин. На собрания петрашевцев приходили Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн. Кружок Петрашевского не был оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил просветительский характер. Члены кружка обсуждали новинки художественной и научной литературы, рассуждали о различных социально-экономических и политических проблемах. Впоследствии члены кружка изучали взгляды французских социалистов- утопистов Фурье и Сен-Симона, собирали библиотеку запрещенных книг. С зимы 1846-1847 гг. петрашевцы перешли к обсуждению насущных политических проблем и критике существующего строя. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания. Н.П. Григорьевым была составлена прокламация для солдат - «Солдатская беседа». Для тайной типографии приобрели печатный станок. На этом деятельность кружка была прервана правительственными репрессиями. К следствию по делу петрашевцев было привлечено 122 человека. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу, но смертный приговор был заменен каторгой.

Назад Содержание Вперед