3.4.3. Теория невроза
По мнению В. Райха, генез невроза связан не столько с личностными особенностями человека, сколько с условиями его общественной жизни. Под влиянием социальных институтов буржуазного общества природно-социальные импульсы перерождаются в агрессивно-сексуальные проявления. На поверхностном уровне они не могут проявиться, что приводит к неизбежному внутри личностному конфликту. Таким образом, социокультурные условия существования индивида в современном обществе неизбежно приводят к возникновению невроза. Невроз становится обязательным условием существования современного человека, его платой за комфорт и безопасность техногенной цивилизации. Такое понимание природы психотических расстройств перекликается с представлениями современника В. Райха Дж. Морено, также видевшего принципиальный путь развития психотерапии в реформировании социальных институтов общества. В. Райх считал необходимой «сексуальную революцию», так как полагал, что запреты в сфере сексуальности подавляют не только личность человека, но и мешают развитию общества в целом. В. Райха можно считать одним из предтечей сексуальной революции 60-х годов прошлого века. Знаменитый лозунг хиппи: «Любовь вместо войны», удивительно перекликается с теоретическим построением В. Райха, писавшего, что: «Неврозы - это результат застоя сексуальной энергии» и далее «ликвидация сексуального застоя посредством оргастической разрядки устраняет любые невротические проявления». Авторитарное общество подавляет естественное проявление сексуальности человека, искажает само понимание человеческой любви. Поощряемые агрессивные варианты поведения, формируют невротический характер, проявляющийся в воинственном поведении, социальном насилии, компульсивном потреблении. На телесном уровне давление социума вызывает хронические мышечные зажимы, блокирующие три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение Раскрепощение сексуальности способно изменить общество, разрушить буржуазные принципы морально-этического регулирования человеческого поведения.
А. Лоуэн на примере формы живота клиента иллюстрирует основные идей неврозогенеза. Он выделяет три разновидности живота: «здоровый отпущенный», «напряженный блокированный», «пузо».
Рис. 47
«Отпущенный» живот не препятствует току энергии в организме, способствует посредством возможности глубокой разрядки превращению секса в экспрессию любви. Он воспринимается окружающими как сексуальный и подчеркивает свободу человека. Культуральные представления принуждают держать правильную осанку: «живот подобрать, плечи развернуть, грудь колесом». Для поддержания подобной осанки женщины Викторианской эпохи зажимали свое тело в жесткий корсет. Психологический корсет, который носит современный человек, даже более эффективен. Хронически наполненная воздухом грудь - мешает свободному дыханию, провоцирует развитие эмфиземы. Психологически такой человек рассматривается как неполовозрелый подросток, лишенный настоящей сексуальности. Компенсаторно для торможения сексуальных импульсов человек строит в своем теле на уровне пупочного кольца энергетическую дамбу и образует «блокированный» живот. Тормозящаяся сексуальная энергия аккумулируется в жировой ткани, быстро образующейся над блоком. Когда вес жировой ткани превышает критическое значение, мышцы живота, оставаясь напряженными, деформируются и образуется «пузо». Для избавления от «пуза», излишнего веса и сопровождающих их соматических заболеваний, по мнению А. Лоуэна, необходимо понять природу социального давления, изменить психологическое отношение к социальным стереотипам, «отпустить» живот, расслабив соответствующие мышцы и стать свободным.
Назад | Содержание | Вперед |