ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ»
Познание. Информация и знание. Значение и смысл. Отличия научного знания. Требования к научному знанию: истинность, интерсубъективность, системность. Эмпирическое и теоретическое знание. Формы организации знания. Понятие. Правила определения понятий. Закон обратного отношения. Классификации, правила построения классификаций. Другие формы организации знания: категория, факт, утверждение, аксиома, теорема, принцип, закон, теория. Предметная область теории, требования полноты и непротиворечивости теории. Концепция, идея, парадигма. Проблема как «знание о незнании». Гипотеза как познавательная модель, как форма предположительного знания. Принципы познания: детерминизма, соответствия, дополнительности. Модельный характер научного знания.
Методология как учение об организации деятельности. Общее понятие о человеческой деятельности. Структура деятельности: потребности, мотивы, цель, формы, методы, средства деятельности, ее результат, оценка результата. Критерии эффективности, требования к критериям.
Проект как завершенный цикл продуктивной деятельности - как временная структура деятельности. Определение проекта. Виды проектов. Масштаб проекта. Фазы проекта.
Характеристики деятельности. Особенности конкретных видов деятельности. Условия деятельности (мотивационные, кадровые, финансовые, материально-технические, научно-методические, информационные, нормативноправовые). Принципы и нормы деятельности (этические, правовые, гигиенические и др.). Саморегуляция деятельности. Понятие внешней среды: дружественной, индифферентной, враждебной. Структурные компоненты деятельности: действия и операции.
Логическая структура деятельности. Формы организации деятельности: индивидуальная и коллективная. Особенности организации коллективной деятельности. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности. Традиционный, ремесленный, профессиональный типы организационной культуры, способы трансляции культуры в них. Современный проектно-технологический тип организационной культуры. Взаимопроникновение типов организационной культуры.
Методы деятельности: методы-операции и методы- действия, теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, воображение, мысленный эксперимент.
Теоретические методы-действия: диалектика; теории в функции метода, исследовательские подходы; метод анализа систем знаний; моделирование, доказательства; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно-дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез.
Эмпирические методы-операции: наблюдение; изучение литературы, документов и результатов деятельности; измерение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок. Специфика применения эмпирических методов-операций в различных конкретных профессиональных видах деятельности (в зависимости от контингента обучающихся).
Эмпирические методы-действия: отслеживание объекта, обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент. Технологии как эмпирические методы-действия - как системы решения поставленных задач в конкретных условиях.
Измерения. Шкалы измерений: отношений, интервалов, рангов, наименований. Точность измерений. Статистические методы. Агрегированные и векторные оценки.
Средства деятельности: языковые, логические, информационные, материально-технические, математические.
Временная структура (фазы, стадии и этапы) деятельности.
Фаза проектирования:
- концептуальная стадия (этапы: выявления противоречия, формулирования проблемы, определения проблематики, определения цели, выбора критериев);
- стадия моделирования (этапы: построения моделей, оптимизации, выбора (принятия решения));
- стадия конструирования (этапы: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы);
- стадия технологической подготовки.
Технологическая фаза: стадии реализации системы и оформления результатов.
Рефлексивная фаза:
- итоговая оценка и самооценка результатов реализации проекта - как оценка изменений объекта деятельности;
- самооценка - как оценка изменений субъекта деятельности.
Рефлексия первого рода (авторефлексия), рефлексия второго рода.
Назад | Содержание | Вперед |