Воспроизводство населения и механизм его регулирования в регионе

Будаева Д.Ц.
(Кафедра труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Москва)

  В демографической науке можно выделить две точки зрения на трактовку понятия “воспроизводство населения”. В узком смысле, воспроизводство населения отражает процессы рождаемости и смертности, а также связанные с ними демографические явления. Широкое толкование предполагает, что воспроизводство населения осуществляется в единстве трех видов движения населения - естественного движения, социальной мобильности, и миграционной подвижности. Сторонники второго подхода, подразумевая под воспроизводством населения не только воспроизводство его численности, но и воспроизводство его качественной структуры, подводят данную категорию к понятию “качество населения”. Также существуют определения очень близкие по своему содержанию к понятию “развитие населения”. На наш взгляд, такое понимание понятия “воспроизводство населения” ведет к дублированию терминов, что, в конечном счете, не облегчает, а затрудняет исследование демографических процессов и проблем. Но и узкая трактовка нам кажется недостаточной, поскольку с возникновением человеческого общества процесс воспроизводства населения не только биологичен, но и социален по своей сути.
  Таким образом, под “воспроизводством населения” следует понимать постоянное возобновление населения в результате естественного движения в его социальной обусловленности.
  При этом регулирование воспроизводственных процессов, осуществляемое на любом территориальном уровне, представляет собой научно обоснованное, целенаправленное, прямое или опосредованное воздействие на ход демографических процессов на основе использования системы экономических и социальных законов, а также системы общеметодологических и специфических принципов демографического раз- вития. Суть регулирования заключается в сознательном контроле общества над социально-демографическими процессами.
  В Российской Федерации, как и во всех ее регионах, демографическая политика до 1990-х гг. была составной частью единой общегосударственной политики СССР. После распада Советского Союза наступил новый этап российской политики в области народонаселения. Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в нашей стране в принципе никогда не делалось вплоть до сентября 2001 г., когда распоряжением Правительства РФ была одобрена, разработанная Минтрудом России, “Концепция демографического развития России на период до 2015 года”. Данный документ послужил основанием для разработки аналогичных документов в субъектах РФ, в том числе и в Республике Бурятия, где в апреле 2002 г. была разработана “Концепция демографической политики Республики Бурятия на период до 2010 года” (Концепция).
  Исходя из поставленной цели (стабилизация численности населения республики, преодоление тенденций демографического спада 1990-х годов, создание условий для последующего демографического роста) и расставленных приоритетов (оптимизация процессов миграции и расселения, снижение уровня смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения, стимулирование рождаемости и укрепление института семьи) были определены мероприятия по реализации Концепции.
  В области стабилизации миграционных процессов и снижения миграционной убыли населения основное внимание отводится обеспечению трудоустройства населения, особенно молодежи, в силу того, что, во-первых, значительный отток населения происходит за счет последних, и, во-вторых, осуществление данных мер косвенно влияет и на динамику рождаемости.
  В целях преодоления отрицательного действия миграционного фактора реализуются такие программы как: Концепция реформирования заработной платы и доходов населения, Концепция развития персонала на производстве, Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, отраслевая программа “Кадры”, а также программа “Обеспечение жильем молодых специалистов”. Эффект полномасштабного осуществления данных программ объективно должен повлиять на закрепление населения в Бурятии.
  В области повышения качества жизни, укрепления семьи и стимулирования рождаемости реализация мер по повышению рождаемости установлена на долгосрочную перспективу, так как необходимо изменить не только социально-экономические условия, но и уровень демографического сознания населения. Определенные результаты должно дать осуществление Республиканской программы “Жилье для молодых семей”. Также в Концепции демографического развития Республики Бурятия определено, что качественный рост рождаемости возможен только в условиях повышения родительской ответственности и устойчивости семьи. Поэтому значительный блок конкретных мероприятий направлен на обеспечение формирования системы социальных ценностей полной семьи с двумя и более детьми, обеспечение социально-экономического благополучия семьи.
  В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в качестве приоритетных направлений рассматриваются: повышение уровня жизни населения, укрепление здоровья детей и подростков, сохранение здоровья трудоспособного населения, распространение ценностей здорового образа жизни. Как особая проблема, здесь, выделяется снижение преждевременной смертности населения, особенно мужчин в возрасте 20-50 лет.
  Ожидаемые результаты реализации Концепции в ближайшей перспективе связаны со стабилизацией уровня рождаемости, уровня смертности и, как особый компонент, со стабилизацией миграционного оттока населения. Именно на это направлены мероприятия по повышению уровня жизни населения и улучшению социально-экономических условий в Бурятии. В среднесрочной перспективе реализация Концепции должна вызвать рост численности населения республики и повышение его качественных параметров.
  Со времени принятия Концепции прошло два года, но уже сейчас можно отметить определенные положительные сдвиги в демографической ситуации в республике. Косвенную оценку этих изменений может дать анализ основных показателей воспроизводства и миграции населения, условно разделив при этом исследуемый период на два этапа: “до реализации Концепции (2000-2001 гг.)” и “после реализации Концепции (2003-2004 гг.)”. Во избежание влияния кризиса 90-х исследуемый период взят с 2000 года, так как именно с этого времени наметились положительные сдвиги демографической ситуации в Республике Бурятия, 2002 год выпадает из этих подпериодов в силу того, что является, во-первых, годом Всероссийской переписи населения (данные переписи не могут сравниваться с данными текущего статистического учета предыдущих лет из-за несоответствия) и, во-вторых, годом принятия Концепции (мероприятия по реализации Концепции действуют с 2003 г.).
  Итак, анализ основных показателей демографического развития показал, что за 2004 год постоянное население республики сократилось на 5277 человек, за 2003 год - на 5415 человек, за 2001 год - на 6909 человек, за 2000 год - на 5534 человека. Таким образом, если за период “до Концепции” темпы сокращения численности населения увеличились на 24,8%, то за время “после Концепции” темпы сокращения численности населения наоборот снизились на 2,5%. Очевидно, что это снижение и увеличение произошло, в свою очередь, как за счет повышения естественной убыли населения на 45,2% (до Концепции) и ее снижения на 13,5% (после Концепции), так и за счет темпов увеличения миграционного оттока на 17,3% и 3,3%, соответственно.
  Как говорилось выше, с 2000 г. в регионе наблюдается более благоприятная обстановка в демографическом развитии, которая проявляется в стабильном, хоть и незначительном повышении рождаемости. Только, за период “до Концепции” рождаемость повысилась всего на 0,2%, а за период “после Концепции” она повысилась уже на 1%. Вместе с тем вплоть до 2004 года сохранялся устойчивый рост смертности населения. Тем не менее, если за 2000-2001 годы уровень смертности повысился на 6 %, то за 2004 год зафиксировано его снижение на 1% .
  Также положительные изменения наблюдаются в снижении числа выбывших. Только за период “до Концепции” на 6,2% меньше человек уехало из республики, а за период “после Концепции” - всего на 1,7%. Между тем миграционный прирост в Бурятии все еще отрицательный, поскольку параллельно сокращается и число прибывающих в республику. Так, за 2000-2001 годы прибыло в регион на 10,9% меньше человек, а за аналогичный период “после Концепции” - на 4,7% меньше.
  Таким образом, при сохраняющейся депопуляции населения можно отметить положительные изменения в характере протекания демографических и миграционных процессов на территории республики после начала реализации мероприятий Концепции.
  Тем не менее, положительные результаты во многом обусловлены так называемым эффектом “демографической волны”, когда в репродуктивный возраст вступили многочисленные поколения 1980-х гг. При этом достигнутые показатели рождаемости не обеспечивают уровень простого воспроизводства населения. Также, учитывая, что в 2003 году уровень смертности был самым высоким за весь послевоенный период, его снижение в 2004 году не дает оснований утверждать о значительных успехах в этой области. В этой связи, при реализации Концепции в последующие годы усилия республиканских органов власти должны быть сконцентрированы на мероприятиях, связанных с изменением демографического сознания населения, распространением ценностей здорового образа жизни и повышением чувства социальной ответственности, особенно среди молодежи.

Назад Содержание Вперед