Проблемы демографического развития Липецкой области

Горчакова И.А.
(Комитет по делам женщин, семьи и демографии Администрации Липецкой области, Липецк)

  Ситуация, которую, начиная с 2000 года, в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин называет демографическим упадком, характерна, прежде всего, для регионов Центральной России.
  Липецкая область входит в группу регионов Центрального Федерального округа, которые имеют, в основном, однотипные проблемы демографического развития:
  - уменьшение численности населения вследствие высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости;
  - старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности (несмотря на рост рождаемости с 2000 г.);
  - высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и, связанные с ней, большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин;
  - недостаточный миграционный прирост населения.
  Однако, по ряду показателей демографические тенденции в Липецкой области более выражены:
  - высокий уровень естественной убыли населения - 9,6 на 1000 населения (по России - в 6,2); ЦФО - 9,2.
  - общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения - 18,4 (по России - 16,4); ЦФО - 17,9. В целом уровень смертности населения Липецкой области ниже, чем в целом по России ( общий коэффициент смертности в области в 2003 году был на 12,2% выше, чем в целом по России). Однако, проведенное дополнительное научное исследование по устранению влияния различий в возрастном составе населения (при использовании метода косвенной стандартизации) показывает, что в действительности уровень смертности населения Липецкой области в 2003 году был на 5,1% ниже среднероссийского).
  - показатель числа родившихся на 1000 чел. населения составил - 8,8 (по России - 10,2); ЦФО - 8,7.
  - общий коэффициент разводимости - 6,2 на 1000 человек населения (по России - 5,5), ЦФО - 5,4.
  - доля населения в возрасте 65 лет и старше выше, чем в среднем по стране и составляет 15,8 % (по России - 13,4 %). ЦФО - 15,7.
  Среди положительных тенденций:
  - средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в Липецкой области несколько выше, чем в РФ: 65,85 (Россия 65,08); ЦФО - 65,81; в т.ч. у женщин - 73,46 (Россия - 71,44), ЦФО - 72,72; у мужчин - 59,14 (Россия - 58,82), ЦФО - 59,55;
  - устойчивое снижение младенческой смертности - 10,5 на 1000 родившихся живыми (по России - 12,4), ЦФО - 11,6;
  - увеличение уровня брачности населения - 8,0 на 1000 населения (по России - 7,6), ЦФО - 7,6.
  Что ожидает нас в будущем?
  К заседанию Президиума Совета администрации области комитетом по делам женщин, семьи и демографии администрации области и
  Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ им. М.В.Ломоносова был подготовлен демографический прогноз до 2050 г.
  При наиболее вероятных перспективных тенденциях рождаемости, смертности и миграции численность населения Липецкой области с 1200,9 тыс. человек на начало 2004 г. сократится к началу 2010 г. до 1161,6 тыс. (т.е. на 59,3 тыс.), к началу 2025 г. - 1027,4 тыс. (т.е. на 173,5 тыс.), к началу 2050 г. - 789,9 тыс., т.е. будет в 1,5 раза меньше нынешней. Одновременно существенно изменится возрастной состав населения области. Доля населения пенсионного возраста увеличится с 24,0% (по переписи населения 2002 г.) до 38,3 % к середине века при сокращении доли населения трудоспособного (с 59,2 % до 50,2 %) и моложе трудоспособного (с 16,8 % до 11,5 %) возраста. При общем сокращении численности населения области число лиц пенсионного возраста увеличивается к началу 2050 г. (по сравнению с переписью населения 2002 г.) на 11,1 тыс. человек (численность населения трудоспособного возраста сократится на 320,0 тыс. (в 1,8 раза), моложе трудоспособного - на 114,4 тыс. (в 2,26 раза). Данный прогноз следует признать достаточно оптимистичным. В нем предполагается, что условия жизни практически всех семей позволяет полностью реализовать им свои репродуктивные ориентации (доминирующей моделью семьи станет однодетная), не будет распространена добровольная бездетность, средняя продолжительность жизни у мужчин увеличится до 66 лет, у женщин-до 77 лет, коэффициент миграционного прироста после 2025 г. увеличится вдвое по сравнению с нынешним.
  Возможна и существенно худшая демографическая динамика.
  Если у большинства семей условия реализации складывающихся репродуктивных ориентаций не будут заметно отличаться от нынешних, если не удастся снизить общий уровень смертности и если не будет миграционного прироста, численность населения Липецкой области сократится до 636,5 тыс. человек к началу 2050 г. на 47% или в 2 раза.
  Последствия существенного сокращения численности населения Липецкой области могут быть крайне негативными.
  Существенное сокращение численности населения трудоспособного возраста затруднит экономическое развитие области. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции. В то же время рост доли населения пенсионного возраста заставит выделять все большие средства на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.
  Заметно затормозить убыль населения Липецкой области может проведение активной демографической политики, что могло бы привести к тому, что количество жителей области сократится к началу 2050 г. до 1014 тыс. человек (т.е. будет на 224,4 тыс. больше, чем при наиболее вероятном прогнозе) и лишь на 186,6 тыс. меньше (16%), чем к началу 2004 года. Таким образом, при любых вариантах прогноза сокращение численности населения неизбежно, и нет оснований предполагать, что после 2050 г. сокращение численности населения прекратится. Для достижения нулевого естественного прироста, т.е. баланса рождений и смертей, в середине века, при наиболее вероятном прогнозе, потребуется, чтобы в среднем на 1 женщину приходилось 4,5 рождения (при негативном прогнозе-5,0), что практически невозможно.
  Выводы:
  1. Сложившаяся демографическая ситуация в Липецкой области не связанна непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода. Демографические процессы слишком инерционны и не могут быть объяснены изменениями в благосостоянии населения на таком промежутке времени. Сегодняшние тенденции имеют корни в процессах, искажавших структуру населения и влиявших на его численность на протяжении всего двадцатого века.
  2. Особенности развития Центральной России связаны в большей степени с ее ролью демографического донора, которым она являлась на протяжении десятилетий в целях формирования трудового потенциала в российских регионах нового освоения и в бывших союзных республиках.
  Современные условия (продолжающийся устойчивый рост экономики, развитие здравоохранения, улучшение состояния окружающей природной среды) создают благоприятную основу для проведения "активной" демографической политики. В концепции демографической политики Липецкой области предложена стратегия "активной" демографической политики, направленная на исправление демографической ситуации с использованием резервов и возможностей всех трех главных факторов динамики населения - рождаемости, смертности и миграции.
  Концепция предполагает реализацию в основном задач управленческого, координирующего, научного и финансового характера.
  На первом этапе реализации плана мероприятий важно достичь конкретных результатов по одному из направлений. По мнению экспертов, в качестве приоритетных и срочных должны быть предприняты меры по реализации имеющихся резервов в области рождаемости.
  Именно к таким первоочередным мерам относится разработка стратегии и осуществление семейной политики.
  К сожалению, семейная политика в России только формируется: медленно создается правовая база, отсутствуют среднесрочные и долгосрочные программы.
  Сложившаяся на практике политика в отношении семьи деформирована и представляет собой лишь меры социальной защиты семей, ориентированные на обеспечение их выживания. При этом размеры государственных социальных гарантий (пособий, пенсий и др.) явно занижены.
  По мнению современных политиков наиболее успешно сегодня продвигается семейная политика в субъектах РФ.
  Так, в последние годы администрацией области были приняты меры, которые позволили:
  - в 9 раз увеличить целевое финансирование областных комплексных программ по улучшению положения семей с детьми: с 6154,0 тыс.руб. до 54821,0 тыс. руб;
  - за 4 года приобрести 70 жилых помещений для детей-сирот, семей с детьми-инвалидами... и детьми-близнецами (14,6 млн. руб.). В 2004 г.- еще 20 квартир (6,5 млн.руб.) в рамках областной программы "Большая семья".
  - значительно расширены льготы и гарантии по социальной поддержке многодетных семей: в 2003 г. было израсходовано свыше 100 млн. руб.(125,7); относительно на одного ребенка - 500 руб.; на рождение третьего и последующих детей - 10 тыс. руб. Это позволило создать условия для увеличения количества многодетных семей: 2001 - 2003гг.= 617 семей (1742).
  - укрепляется и улучшается традиция поощрения успешных благополучных семей за рождение и воспитание детей в различных формах: от благодарственных писем, денежных премий (до 15 тыс.руб.), специальных наград области до государственных наград (матери и отца).
  Сделано немало, но в современных условиях новая стратегия семейной политики должна быть направлена не только на социальную защиту, помощь семье с детьми, но в первую очередь на содействие благополучным семьям, способным успешно выполнять свои основные функции: репродуктивную и воспитательную.
  Новая стратегия семейной политики в Липецкой области должна быть направлена сегодня в первую очередь на комплексную социальную поддержку молодых семей, так как анализ результатов социологического опроса, проведенного среди представителей молодых семей Липецкой области, показал, что более половины из опрошенных молодых супругов желают иметь не одного, а двух и более детей.
  В то же время 2/3 респондентов высказывают мнение о том, что их семьи в той или иной степени социально не защищены, а это - один из главных факторов, не способствующих благополучию семей.
  Более половины участников опроса выразили желание в получении кредитов на получение образования, приобретение жилья, земли и средств производства, что можно рассматривать как стремление не к иждивенчеству, а к самостоятельности. 2/3 опрошенных нуждаются в консультационных услугах: медицинских, педагогических, юридических. Каждый пятый из молодых людей пожелал воспользоваться помощью специалистов служб по трудоустройству.
  Половина молодых семей Липецкой области (по их самооценке) с трудом сводит концы с концами, практически все доходы уходят на питание, а небольшая часть семей вообще бедствует и не доедает.
  Таким образом, большая подверженность молодых семей социальным рискам в обществе требует гарантированной поддержки института молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности.
  Например, в большинстве своем именно молодые семьи имеют малолетних детей, которым необходима специальная система воспитания.
  В последние годы вновь возникла проблема переуплотненности дошкольных образовательных учреждений в 9 районах и городах области: Хлевного, Липецкого, Данковского, Задонского, Усманского, Лебедянского. В г.Грязи она составила 70%, г.Ельце - 50%, в Липецке - 55%.
  За два года численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, выросла и составляет 2507 детей.
  По мнению опрошенных молодых родителей, воспитывать детей лучше всего в своей семье или в муниципальном детском учреждении, а не у бабушки или дедушки.
  В плане мероприятий предлагается инициировать работу по созданию системы предоставления негосударственных услуг в сфере дошкольного образования по опыту ряда европейских стран (например, Дания - ясли-сады на дому, то есть в доме, где проживает воспитатель или кто-то из детей. При этом сам "домашний воспитатель" имеет официальный статус занятого по найму, получает зарплату от муниципалитета и может совмещать свою работу с воспитанием собственных детей. Такая форма получила широкое распространение, особенно в сельской местности и небольших городах. Надежность услуг "домашних воспитателей" подкреплена их сотрудничеством: в каждой местности домашние воспитатели организованы в группы и подменяют друг друга на случай болезни и иных обстоятельств. В целях контроля качества и решения оперативных проблем муниципальные власти обеспечивают регулярное инспектирование "учреждений на дому". Эффективность подхода объясняется низкими оперативными затратами на пребывание ребенка в "учреждении на дому").
  Остановимся подробнее и на других предложениях.
  О жилищной проблеме
  В последние годы в администрацию области резко увеличилось количество обращений родителей многодетных семей о выделении безвозмездной помощи на улучшение жилищных условий. Причем, размеры помощи небольшие: от 15 до 50-100 тыс. руб. на ремонт жилья, приобретение вторичного жилья в сельской местности. Зачастую, родители этих многодетных семей не стоят в очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления.
  В 2003 г. по данным комитета госстатистики только 23 многодетные семьи, стоящие в льготной очереди улучшили свои жилищные условия. В рамках областных программ: по ипотеке, ОГУ "Свой дом"-27 многодетных семей. В то же время в очереди на улучшение жилищных условий стоят 3054 семьи, 40% из которых стоят 10 и более лет. За это время дети успели вырасти, и многодетная семья потеряла свой статус. Необходимы новые подходы.
  В настоящее время комитет совместно с правовым управлением завершает работу над пакетом документов для внесения изменений в постановление областного Совета депутатов от 15.02.2001г. №586-пс "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей", в части предоставления семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на капитальное строительство, приобретение и ремонт жилья.
  Семейная политика в Липецкой области постепенно становится объектом заботы не только государственной и муниципальной власти, но и трудовых коллективов.
  В 2001-2004 годах изменения и дополнения по социальной защите трудящихся, имеющих детей, были внесены практически в каждое трудовое соглашение, из 1487 зарегистрированных в органах по труду.
  Активно продолжают работать в этом направлении Елецкий, Тер- бунский, Становлянский районы, г. Елец.
  Вместе с тем процесс этот идет стихийно.
  В этих условиях необходимо провести экспертизу эффективности имеющихся видов материальной помощи семей с детьми на разных уровнях - предприятиях, органов местного самоуправления и областном и внедрить наиболее эффективные, причем для семей с несколькими детьми (2-3 ребенка), например: лицевой счет, накопительный вклад, единовременное кредит - пособие; выплата беременным и кормящим женщинам, женщинам, находящимся в декретном отпуске, а так же по уходу за ребенком до 3 лет ежемесячного пособия в размере среднемесячной заработанной платы; создание касс взаимопомощи; выдача беспроцентной ссуды на приобретение и ремонт жилья, приобретение бытовой техники, создание малого подворья и др.
  В условиях низкого показателя рождаемости особенно актуальны меры по восстановлению репродуктивного здоровья и перинатальной помощи.
  В плане мероприятий на первом этапе предполагается содействовать семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за излечимого бесплодия или проблем, приводящих к не вынашиванию ребенка.
  В Липецкой области за последние 5 лет наблюдается ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет): частота бесплодия достигла 4,2 % от репродуктивного возраста; число нормальных родов снизилось с 33,2% в 1998 году до 25,8 в 2003 году.
  Более 5,2% подростков страдают хроническими заболеваниями репродуктивной системы. Растет число супружеских пар, страдающих бесплодием и не вынашиванием (сегодня 13280 пар).
  Социологические опросы свидетельствуют о том, что среди причин откладывания вторых родов достаточно часто называется стресс, пережитый женщиной в родильном доме. В этой связи совершенствование технологий родовспоможения, создание условий дружественных женщине, является важнейшим фактором, влияющим на решение о рождении детей. К тому же, как показывает мировая практика и опыт организаций, специализирующихся в этой области, зачастую речь идет о внедрении не дорогостоящих технологий и подходов, делающих пребывание в родильном доме более комфортным для женщины.
  В Липецкой области существует развитая система мер профилактики здоровья женщин и девочек. Система аналогичных мер в отношении подрастающего поколения мужчин развита недостаточно.
  Проблемам мужского репродуктивного здоровья до настоящего момента не уделялось достаточно внимания в программах по развитию системы здравоохранения. Семьям также свойственно игнорирование этих проблем.
  В тоже время за последние 5 лет заболеваемость юношей увеличилась на 5,3%. Каждый третий юноша имеет хроническое заболевание. Число заболеваний, прямо или опосредованно влияющих на репродуктивное здоровье мужчин, увеличилось в полтора раза.
  В плане мероприятий предлагается разработать и внедрить мероприятия по эффективному лечению женского и мужского бесплодия, не вынашивания беременности. Их реализация в течении двух лет, по предварительным данным управления здравоохранения администрации Липецкой области позволит повысить рождаемость на 50% от пар, страдающих бесплодием; улучшит показатели рождаемости у женщин, имеющих риск невынашивания с 4,5 % до 3,2%; снизить процент бесплодия у мужчин (ежегодный скрининг мальчиков - 1500 чел.)
  В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основным условием действенного влияния на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения является активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирование определенных социальных установок и духовно- нравственных ценностей в обществе.
  Большая часть мероприятий плана (раздел 3) посвящена разработке и реализации специально организованной и долговременной информационной компании, которая должна быть рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении повышения общественного престижа семьи с несколькими детьми, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.
  О финансировании.
  Предлагаемый план мероприятий по выполнению концепции на 2005-2006 гг.. не является капиталоемким, он адаптирован для интеграции в уже действующие областные программы, законы, планы на региональном и муниципальных уровнях, предполагает использование внебюджетных и негосударственных ресурсов.

Назад Содержание Вперед