§ 4. Административно-территориальное устройство РСФСР
Понятие и основные принципы административно-территориального устройство. Территория государства представляет собой пространственный предел власти данного государства. Государственно-властная деятельность осуществляется в пределах определенной территории. Поэтому одной из сфер общественных отношений, регулируемых нормами государственного права, являются отношения, связанные с административно-территориальной организацией государства.
Административно-территориальное устройство, иногда его называют административно-территориальным делением, что, по сути дела, одно и то же, входит составной частью в территориальную организацию государства, являясь одним из ее элементов. Этим понятием характеризуется разделение территории государства на определенные части, называемые административно-территориальными единицами. Соответственно административно-территориальному делению устанавливается система местных органов государственной власти и управления. В данном случае население административно-территориальной единицы выступает в качестве субъекта, волеизъявлением которого формируется соответствующий местный орган государственной власти.
Таким образом, административно-территориальное устройство (деление) - это научно обоснованное разделение территории государства на определенные части, то есть административно-территориальные единицы.
В 1918 году был поставлен вопрос о пересмотре административно-территориального деления царской России. Губернии были ликвидированы после 1923 г., а к 1929 г. завершилось районирование. С конца 1930 г. стала действовать система - область - район. С 1950 года это деление не подвергалось в РСФСР серьезным изменениям и приняло в основном стабильный характер.
Принципы административно-территориального деления. Одним из таких принципов является принцип экономический. Он требует учета особенностей хозяйственного профиля и направленности развития хозяйства при образовании административно-территориальных единиц. Во внимание принимается также количество населения, его плотность, наличие центров его тяготения и состояние, направленность путей сообщения.
Административно-территориальное устройство РСФСР строилось также на основе национального принципа. Суть этого принципа в том, что при образовании той или иной административно-территориальной единицы во внимание принимается национальный состав населения на данной территории, особенности его расселения и иные особенности, присущие той или иной национальной группе населения.
Принципом административно-территориального устройства является также максимальное приближение местных государственных органов к населению, что обеспечивает возможность привлечения населения к управлению государством.
Система административно-территориальных единиц в РСФСР.
Административно-территориальное деление слагается из различных видов административно-территориальных единиц и их звеньев.
Административно-территориальная единица представляет собой часть территории РСФСР, края, области, национально-государственного образования, выделенную с учетом указанных принципов, на которую распространяется власть функционирующего в ее пределах местного органа государственной власти.
Несколько административно-территориальных единиц, группирующихся по однотипности компетенции местных органов государственной власти, образуют звено административно-территориального устройства.
В системе административно-территориального устройство РСФСР различались следующие звенья: край, область, район, город, городской район, поселок, сельский Совет (сельсовет). В каждой административно-территориальной единице формировался соответствующий местный орган государственной власти.
Край в составе РСФСР являлся особой административно-территориальной единицей. Всего в республике их было 6. В каждый из краев (за исключением Приморского края) входили автономные области, а в Красноярский край, кроме того, - два автономных округа.
Область в составе РСФСР - крупная административно-территориальная единица, являющаяся наряду с краем высшим звеном в системе административно-территориального устройства РСФСР. В РСФСР было 49 областей. В семи областях РСФСР находились автономные округа.
Территория края и области делится на более мелкие административно-территориальные единицы: районы, города, поселки, сельские советы.
Итак, в наиболее общем виде выделяются следующие государственно-правовые характеристики Российской Федерации (РСФСР) на 236 рассматриваемых этапах ее развития в качестве федеративного государства - до образования Союза ССР и в составе Союза ССР:
во-первых, РСФСР, сохранив федеральную форму своего государственного устройства, вместе с другими советскими республиками объединилась в новое федеративное (союзное) государство - Союз ССР на основе принципов добровольности и равноправия; в то же время РСФСР, как и другие союзные республики, сохранила за собой суверенные права;
во-вторых, собственно новый статус Российского федеративного государства в составе Союза ССР характеризовался следующим образом:
- РСФСР, как и прежде, оставалась конституционной федерацией;
- субъектами РСФСР были только национальные государства и национально-государственные образования; административно-территориальные единицы не были субъектами федерации;
- асимметричность РСФСР сохранилась, что находило свое проявление в разноплановости правового статуса ее субъектов;
- субъекты РСФСР не сохранили за собой право на свободный выход из состава РСФСР.
Назад | Содержание | Вперед |