4.2.5. Эффекты и феномены восприятия

  Социальному восприятию присущи проявления неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия.
  Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  Эффект новизны - новой информации о необычном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  Эффект присутствия (фасилитации) - если человек что-то умеет делать, то он делает это лучше на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписанных ранее человеку авансом несуществующих достоинств.
  Эффект снисходительности - руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  Эффект гипервзыскательности (прокурора) - руководитель преувеличивает негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  Эффект физиогномической редукции - вывод о психологических характеристиках делается на основе черт внешности.
  Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше, чем «чужие».
  Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так же, как он относится к «другому».
  Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Назад Содержание Вперед