§ 5. Аграрная реформа П.А. Столыпина
В июле 1906 г. правительство возглавил Петр Аркадьевич Столыпин, который оставался на этом посту до сентября 1911 г. Первоочередной задачей премьер-министра и его кабинета было подавление революции. Однако в отличие от большинства сановников, окружавших Николая I, П.А. Столыпин понимал, что для стабилизации положения в России недостаточно только карательных мер. Предлагая в 1906 г. программу реформ, он надеялся решить главные социальные противоречия, сохранив при этом незыблемыми самодержавие и помещичье землевладение.
Главной задачей, которую ставил перед собой Столыпин- реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Бурные события начала ХХ века убедили его в том, что дворянство уже не может в одиночку служить достаточно прочной опорой царской власти. В то же время не оправдывали себя и попытки власти опереться на все общинное крестьянство в целом. Мощное аграрное движение 1905 - 1906 гг. ясно показало это. П.А. Столыпин стремился, оставив в неприкосновенности помещичье землевладение, создать слой зажиточных крестьян - собственников, решив их земельные проблемы за счет крестьян - общинников. Не последнюю роль в планах Столыпина играли надежды на то, что разрушение общины, появление крестьянина-собственника благотворно скажется на хозяйственном развитии деревни, поможет поднять уровень производства, вырваться из рутины. У П.А. Столыпина существовали планы целого ряда реформ, но реализовать, и то частично, удалось лишь аграрную.
Основное направление этой реформы состояло в разрушении крестьянской общины. Первый шаг по этому пути был сделан еще во время революции указом 9 ноября 1906 г., первая статья которого устанавливала, «что каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.. Этот указ не ликвидировал господствовавшую в деревне чересполосицу, а лишь избавлял крестьян от периодических переделов. 15 ноября 1908 г. были изданы «Временные правила о выдаче земли к одним местам». В соответствии с этим документом наиболее совершенным типом земельного владения был провозглашен хутор, в котором крестьянская усадьба, земля и прочие угодья сводились в единое целое. Возможен был и отруб, когда пахотные земли сводились воедино, но находились на некотором расстоянии от «коренной усадьбы».
В целом, как показал весь ход проведения столыпинской аграрной реформы, у большинства крестьян она не вызвала ни понимания, ни сочувствия. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышли около 3 млн хозяев, что составляло несколько меньше трети от их общей численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Из общинного оборота было изъято 22 % земель.
Следует иметь в виду, что община разрушалась с двух концов: из нее выходили не только потенциально «крепкие хозяева», но и беднейшие крестьяне, стремившиеся уйти в город, или переселиться на новые места. Характерно, что около половины земель, закрепленных в собственность, тут же пошло на продажу. Часть земель быстро вернулась в общину, часть была приобретена «крепкими хозяевами». Этот процесс продолжался и в дальнейшем. В результате к 1 января 1917 г. хозяйства, устроенные на началах личной собственности, составили всего 10,5 % крестьянских хозяйств. При этом большинство крестьян-единоличников продолжали жить в деревне вместе с общинниками, не только не стремясь выйти «на хутор», но и отказываясь даже от отруба, оставляя за собой участки в чересполосном владении с общинной землей. Таким образом, последовательно разрушить общину, создав за ее счет достаточно массовый и в то же время устойчивый слой крепких хозяев, Столыпину не удалось.
Составной частью аграрной реформы была активизация деятельности Крестьянского банка. Решительно отказываясь от насильственного отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян, Столыпин считал, что государство должно содействовать купле- продаже земельной собственности. Главным орудием подобной политики стал Крестьянский банк, созданный еще в 1882 г. При П.А. Столыпине деятельность этого учреждения приобрела грандиозный размах. Уже в 1906 г. банк получил в свое распоряжение удельные и часть казенных земель, ему были выделены значительные средства для скупки помещичьих земель. Этот огромный земельный фонд имел целевое назначение: банк дробил земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя им значительные ссуды. При этом максимально поощрялось создание отрубных и хуторских хозяйств. За 1908 - 1915 гг. из фонда банка было продано около 4 млн десятин, разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств.
Правительство Столыпина пыталось решить проблему малоземелья крестьян и за счет «разумно организованного переселения. в Сибирь и на Дальний Восток. Процесс переселения крестьян из густонаселенных центральных и южных губерний Российской Империи был довольно заметным явлением уже в конце XIX - начале XX века. С 1896 по 1905 г. в Сибирь переселилось около миллиона человек (примерно столько же, сколько за весь XIX век).
После первой российской революции процесс переселения принял организованный характер. Правительство оказывало переселенцам определенную поддержку. Так, они оплачивали свой проезд по железной дороге по льготному тарифу, который был значительно ниже общего. Был создан особый тип пассажирского вагона, предназначенный специально для переселенцев и отличавшийся относительной комфортабельностью. Казенные земли в Сибири закреплялись за крестьянами даром. Тем, кто получал участки в тайге и других трудноосваиваемых местах, выделялась ссуда до 300 рублей.
И все же значительная часть крестьян, переселявшихся в Сибирь, сталкивалась со сложными проблемами. Во многом это было обусловлено тем фактом, что на восток уезжала в основном беднота, не имевшая ничего, кроме своих рабочих рук. Все это приводило к тому, что многие крестьяне, потеряв всякую надежду наладить свое хозяйство в Сибири, стали возвращаться в европейскую часть России, поток обратных переселенцев рос с каждым годом. В 1910 - 1916 гг. их доля составляла более 30 %. В основном эти люди пополняли ряды сельского или городского пролетариата.
Столыпинская реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсификации, о чем свидетельствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия в 3,4 раза за период с 1906 по 1912 г. С 1909 г. наблюдался устойчивый рост товарности сельхозпроизводства.
Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки, разорились. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. Малоземелье ликвидировано не было, крестьянский вопрос по-прежнему оставался одним из самых острых в российской действительности.
Назад | Содержание | Вперед |