§ 1. Государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации

  Составной частью общей системы российской государственности является национальная государственность, которая выступает не только как конкретная форма реализации права наций на самоопределение, но и как совокупность государственно-правовых учреждений и институтов, посредством которых осуществляется государственное властвование в рамках национально-государственных и национально-территориальных образований. В российской национальной государственности проявляется не только то, что свойственно национально-государственному строительству в целом, но и элементы особого для каждой из форм национальных образований, то есть республик, автономной области, автономных округов.
  По отношению к республике в составе Российской Федерации это означает, что она - государство (ч. 2 ст. 5 Конституции), обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции).
  В настоящее время в Российской Федерации находится 21 республика, перечень которых содержится в статье 65 Конституции Российской Федерации. Национальный характер республики определяется тем, что на ее территории компактно проживает большинство той нации, которая дала имя республике, хотя эта нация может и не составлять большинства населения республики.
  Вместе с тем, все республики имеют ряд важных общих качеств. Одно из них заключается в том, что каждая республика в составе Российской Федерации является национальным государством. Государство это не обладает суверенитетом, оно находится в составе Российской Федерации на конституционно-договорных началах, что устанавливается и в конституциях республик. Республики не могут быть независимы от Российской Федерации. Они не вправе в одностороннем порядке изменять свой правовой статус (ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации).
  Государственно-правовые признаки, характеризующие республику в составе Российской Федерации как государство:
  1. Республика, как государство в составе Федерации, характеризуется, прежде всего, наличием у нее учредительной власти. Это находит свое проявление в том, что республика принимает свою конституцию, которая должна соответствовать Конституции Федерации, составлять с ней единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. В конституции республики решается вопрос о наименовании республики, определяется статус республики как государства в составе Федерации; учитываются национальные и иные особенности граждан республики при определении их правового положения; с соблюдением требований п. «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливается система государственных органов республики. Республика признает приоритет федеральных нормативных правовых актов, изданных по предметам исключительного ведения Российской Федерации.
  2. Каждая республика имеет свою территорию, которая, совместно с территориями других субъектов, образует территорию Российской Федерации. Конституция республики устанавливает, что территория республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов Республика обладает территориальным верховенством. Территория республик не может быть изменена без ее согласия.
  3. Каждая республика имеет свое гражданство, а каждый гражданин республики является и гражданином Российской Федерации.
  4. В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации, система государственных органов республики устанавливается республикой самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, определенных федеральным законом.
  В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти республик образуют в этих республиках единую систему исполнительной власти Федерации.
  5. Республика имеет свою государственно-правовую нормативную систему. В нее входят: республиканская конституция; республиканские кодексы, законы, подзаконные акты, изданные по предметам исключительного ведения республики; республиканские нормативные правовые акты, изданные по предметам совместного ведения Федерации и республик на основе принципов Конституции Российской Федерации, Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и республикой; договоры и соглашения республики с Российской Федерацией по социально-экономическим, экологическим и другим вопросам; аналогичные договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации; соглашения республики по внешнеэкономическим вопросам с зарубежными странами; акты органов местного самоуправления.
  6. Республика в составе Российской Федерации самостоятельно распоряжается принадлежащей ей собственностью. Находящиеся в собственности республики соответствующие объекты, природные богатства используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республики.
  Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством республики в составе Федерации.
  7. В соответствии с частью 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации, республика вправе устанавливать свой государственный язык. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики они употребляются наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации (ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации). Двуязычие в настоящее время признается практически всеми республиками, что закрепляется в конституции республики.
  Вместе с тем, в соответствии с требованиями Закона РСФСР от 26 октября 1991 г. в ред. Федеральных законов от 24.07.1998г. и от 11 декабря 2002 г. «О языках народов Российской Федерации», республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. Поэтому в местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований, наряду с государственными языками республики и Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
  8. Республика в составе Российской Федерации обладает международной правосубъектностью. Однако, строя свою внешнеполитическую деятельность, субъекты Российской Федерации в достаточной степени опереться на действующую Конституцию Российской Федерации и федеральных законов. В Федеративном договоре 1992 года сказано, что субъекты Российской Федерации являются «самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей». В настоящее время этот вопрос урегулирован Федеральным законом от 15 декабря 1998 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В Федеральном законе содержится общее требование, в соответствии с которым заключаемые республиками соглашения по международным и внешнеэкономическим вопросам не должны противоречить Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
  9. Каждая республика в составе Российской Федерации имеет свою государственную символику - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, свою столицу, что закрепляется в конституции каждой республики. Государственная символика республики выражает ее самобытность и исторические традиции народов, населяющих республику, определяется и устанавливается самой республикой.
  10. Естественно, как государство, республика имеет свою компетенцию, которая определяется в статье 72 Конституции Российской Федерации и собственной конституцией республики. Однако, поскольку в статье 5 Конституции Российской Федерации установлено, что все субъекты Российской Федерации равноправны, мы посчитали возможным рассмотреть этот вопрос в § 4 настоящей главы «Учебного пособия».

Назад Содержание Вперед