§ 2. Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации. Государственно-правовой статус
Мы уже неоднократно говорили, что одной из особенностей Российской Федерации является разновариантность ее субъектов. С заключением Федеративного договора 31 марта 1992 года и принятием Конституции Российской Федерации 1993 года субъектами Российской Федерации признаны края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). По всем предыдущим Конституциям РСФСР край и область относились к административно-территориальным образованиям и их взаимоотношения с органами государственной власти Федерации носили характер, который обычно складывается между государством и его административно-территориальными единицами, то есть обычный характер унитарного государства. Федеративные отношения складывались только между государством и национальными государствами (автономными республиками) и национально-государственными образованиями (автономными областями и национальными округами).
С принятием Федеративного договора и Конституции Российской Федерации 1993 года в основу Российской Федерации положен не только национально-государственный, но и административно-территориальный принцип. В связи с этим значительно повышен правовой статус края, области, города федерального значения, которые стали теперь государственнотерриториальными образованиями и субъектами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации находятся девять краев и 46 областей, а также два города федерального значения, перечень которых содержится в части 1 статьи ст. 65 Конституции Российской Федерации.
Край и область представляют собой сложный хозяйственный комплекс, включающий индустриальные центры и сельскохозяйственные районы. Многие края и области по размерам своей территории, количеству населения, развитию хозяйства превосходят как многие республики в составе Российской Федерации, так и отдельные государства Европы и Азии.
Государственно-правовой статус края и области определен главой третьей Конституции Российской Федерации и Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Государственно-правовой статус г. Москвы определен Законом, принятым Верховным Советом РСФСР 15 января 1993 г. «О статусе города Москвы - столицы Российской Федерации»; статус г. Санкт-Петербург - Уставом города Санкт-Петербург.
Государственно-правовые признаки, характеризующие край, область, город федерального значения в качестве субъекта Российской Федерации:
1. Край, область, город федерального значения обладают элементами учредительной власти, что проявляется в праве принимать свои уставы, равно как и законы и иные нормативные правовые акты. Эти акты, изданные в пределах компетенции края, области, города федерального значения, подлежат государственной защите.
2. Край, область, город федерального значения имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия.
3. Каждый край, область, город федерального значения образуют свои представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных федеральных законов, уставов соответствующих краев, областей, городов федерального значения. Государственные органы указанных субъектов относятся к органам государственной власти и больше не считаются местными органами, как это было по прежним Конституциям РСФСР.
4. Экономическую основу жизнедеятельности края, области, города федерального значения составляет собственность, если она не подпадает под статус федеральной собственности.
5. В краях, областях употребляется государственный язык Российской Федерации - русский, так как основной процент населения этих субъектов русские. В то же время на территории краев и областей компактно проживают представители других наций и народностей. В этом случае на таких территориях может применяться и язык соответствующей нации или народности.
6. Край, область, город федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит федеральной Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей осуществляется федеральными органами совместно с государственными органами края, области, города федерального значения.
7. Российская Федерация и субъекты Федерации могут временно делегировать друг другу на договорной основе часть своих полномочий. Предусматривается возможность заключения соглашений между краями, областями и другими субъектами Российской Федерации по предметам их ведения и полномочий.
8. Край, область, город федерального значения вправе иметь свою символику. Порядок использования символики определяется законом соответствующего субъекта. Так, в Самарской области действует закон от 22 264 сентября 1998 г. «О государственных символах Самарской области», который был принят Самарской Губернской Думой.
9. Компетенция края, области, города федерального значения будет рассмотрена в § 4 настоящей главы.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являющейся столицей Российской Федерации. Как мы уже говорили, статус г. Москвы определяется Законом от 15 апреля 1993 г.
Назад | Содержание | Вперед |