§ 3. Государственно-правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации

  В соответствии с части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, в составе Российской Федерации находится одна автономная область - Еврейская АО, а также четыре автономных округов. И автономная область, и автономные округа относятся к административной автономии, то есть являются национально-территориальными образованиями, а в настоящее время и субъектами Российской Федерации.
  Статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором от 31 марта 1992 года, который включает и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
  Что характерно для государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации?
  1. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором, закрепляет за автономной областью, автономными округами право решать все вопросы, отнесенные к их компетенции, издавать нормативные правовые акты в форме законов, определять символику субъекта Федерации.
  2. Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между автономными образовани- ями и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только на основании общего согласия.
  3. По численности и структуре населения все автономные округа невелики и многонациональны. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько национальностей. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе - 16,5%, наименьший в Ханты-Мансийском (Югра) - 1,4%.
  4. Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной и исполнительной власти, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора от 31 марта 1992 года, Федерального закона от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Что касается создания федеральных органов государственной власти, включая суд и прокуратуру, то решение этих вопросов отнесено к ведению Российской Федерации.
  5. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами автономных образований регулируются федеральными законами, а также на их основе правовыми актами автономных образований. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономных образований с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующей территории (ч. 3 статьи 3 Федеративного договора).
  6. Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, другими субъектами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей осуществляется федеральными органами государственной власти.
  7. Автономная область и автономные округа имеют свою символику и свой административный центр (г. Ханты-Мансийск в Ханты-Мансийской (Югра) автономном округе, п. Палана - в Корякском автономном округе и др.).
  Вхождение автономного округа в состав края или области по смыслу п. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации - края или области. Это состояние определяет особенности не только края, области, о чем мы уже говорили, но и особенности статуса автономного округа, что определено в том же Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г.

Назад Содержание Вперед