4.3.1. Функции, виды и характеристики внимания

  К функциям внимания относятся:
  1. Отбор информации
  2. Игнорирование информации
  3. Удержание в поле зрения.
  Виды внимания:
  1. Непроизвольное (без предварительного намерения). Его вызывают:
  - сильный раздражитель,
  - неожиданность раздражителя,
  - движение раздражителя,
  - новизна раздражителя,
  - контрастность раздражителя.
  2. Произвольное (возникает намеренно и поддерживается волевым усилием).
  3. Постпроизвольное, послепроизвольное (возникает при появлении интереса к объекту, к которому изначально проявлялось произвольное внимание - например, читал учебник, для того, чтобы сдать экзамен, потом стало просто интересно, и увлёкся чтением).
  Физиологическая основа произвольного внимания - доминанта - это очаг возбуждения в коре головного мозга. Ощущается как преобладающие интерес, мысль, желание, проблема. Под влиянием доминирующей потребности происходит не только отбор, но и искажение восприятия - человек воспринимает лишь то, что способствует удовлетворению его доминирующей потребности.
  Рассмотрим характеристики внимания.
  1. Избирательность - свойство отбирать из множества сигналов лишь некоторые.
  2. Объём - количество объектов, которые могут отчетливо восприниматься за 0,1 сек. Объём внимания невелик: V=5 ± 2 единицы информации (объекта).
  3. Распределяемость - способность выполнять сразу несколько дел. Оценивается по количеству дел, которые одновременно может делать человек.
  4. Переключаемость - способность переключаться с одного дела на другое. Переключение внимания можно пронаблюдать на примере часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.
  5. Концентрация - сосредоточенность на объекте.
  6. Рассеянность - отсутствие концентрации внимания.
  7. Устойчивость - длительность концентрации внимания на объекте. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Она выражается в колебаниях внимания, т. е. периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Через каждые 15-20 мин. человек отвлекается, поэтому необходимо разнообразить деятельность. Это касается и лекций - помимо изложения учебного материала, нужны примеры, даже шутки, обратная связь, самостоятельное размышление студента. Необходимыми условиями устойчивости внимания является разнообразие и интерес.
  В рекламной деятельности есть формула (или модель) рекламного воздействия на потребительскую аудиторию: привлечь внимание, вызвать интерес, вызвать желание воспользоваться рекламным предложением, побудить к покупке, она называется AIDA (awareness-interest-desire-action, или attention- interest-desire-action, последнее выражение в переводе означает «внимание- интерес-потребность-действие». AIDA - также модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке (по первым буквам английских слов «внимание», «интерес», «желание», «действие»).

Назад Содержание Вперед