2.1. Понятие и стадии жизненного цикла семьи

  Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, её протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни. Это понятие используется социологами, психологами, психотерапевтами для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий. Выделяют стадии жизненного цикла. Стадия жизненного цикла - это расстояние от одного семейного события до другого.
  Идея жизненного цикла пришла из социологии, первоначально выделяли 24 стадии жизненного цикла (Дюваль, Хил, 1948 г.). В 60-х годах 20 столетия, когда это понятие стали рассматривать в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7-8 стадиям. В настоящее время существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи.
  В социологической литературе чаще рассматривают цикл семейной жизни как процесс, организованный вокруг развития ребенка и определяемый стадиями родительства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии жизненного цикла [25, с.101]:
  1) стадия предродительства - от заключения брака до рождения первенца;
  2) стадия репродуктивного родительства - период между рождением первого и последнего ребенка (он может пересекаться, а в случае рождения одного ребенка совпадать со следующим);
  3) стадия социализированного родительства (стадия воспитания) - период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребенка;
  4) стадия прародительства - период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).
  Критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии в психологической литературе являются: изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации [24; 25; 43].
  Исходя из этого, выделяют следующие стадии жизненного цикла и задачи развития семьи на каждой стадии:
  1. Период добрачного ухаживания.
  2. Молодая брачная пара без детей.
  3. Молодая семья с маленькими детьми.
  4. Семья с детьми школьниками и подростками (зрелая семья).
  5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей
  6. Стареющая семья.
  Задачи развития семьи - это требования, предъявляемые внешней средой к семье, с которыми семья как система должна справиться на каждой стадии, чтобы успешно развиваться дальше.
  1. Период добрачного ухаживания.
  Задачи развития семьи .
  - приобретение опыта общения с представителями др. пола;
  - достижение частичной материальной и психологической независимости от родительской семьи;
  - выбор брачного партнера;
  - приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
  Период добрачного ухаживания может затягиваться. Выделяют следующие причины этого явления: финансово-экономические трудности; психологические («синдром еврейской матери»).
  2. Молодая брачная пара без детей.
  Задачи развития семьи:
  - дифференциация от родительской семьи;
  - определение внешних и внутренних границ семьи;
  - первичное согласование супружеских ролей;
  - формирование внутрисемейной коммуникации.
  3. Молодая семья с маленькими детьми.
  Задачи развития семьи:
  - разделение и согласование ролей, связанных с отцовством и материнством;
  - приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам;
  - адаптация к ограничению общей активности за пределами семьи и др.
  4. Семья с детьми школьниками и подростками или зрелая семья (супружество среднего возраста).
  Критерием зрелости семьи выступает длительность её существования (не менее 7-10 лет). На зрелую стадию семейной жизни приходится возрастной кризис 30 лет (подведение первых итогов и коррекция жизненных планов). В эту стадию может попасть и кризис середины жизни.
  Задачи развития для семьи школьника:
  1. Перераспределение обязанностей или зон ответственности:
  - кто должен контактировать со школой;
  - кто должен помогать ребенку в учебе и т.п.
  2. Перераспределение времени:
  - изменение распорядка дня взрослых (и в плане работы, и в плане развлечений);
  - изменение карьерных планов родителей и т.п.
  3. Переопределение границ семьи:
  - помощь прародителей в учебе и воспитании ребенка нарушает внешние границы;
  - происходит переопределение зон влияния членов расширенной семьи.
  Исследователи выделяют специфические трудности некоторых семей, связанные с началом обучения ребенка в школе. Трудности, связанные с началом обучения ребенка в школе, как специфические воспринимаются именно родителями, и иногда заставляют обращаться к психологу. При этом часто родители считают, что проблема у ребенка, на самом деле чаще - это их собственные проблемы или проблемы супружеских отношений.
  Приведем примеры типичных ситуаций:
  1. Родители бывают чрезмерно озабочены успехами ребенка (недостаточно прилежен, не хочет учиться).
  В большинстве случаев за озабоченностью успехами ребенка стоит проблема собственной успешности. Родитель бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими успехами, особенно при ощущении собственной профессиональной не успешности. И тогда - обучение ребенка в элитной школе, посещение престижных секций и т.п. - есть знак престижа семьи.
  2. Если между родителями нарушены супружеские отношения, то проблемы ребенка в школе могут выполнять важную стабилизирующую функцию.
  Родители занимаются трудностями ребенка, вовлечены в его проблемы, не обращая внимания на собственные проблемы и нарушенные супружеские отношения.
  Задачи развития для семьи подростка:
  1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком.
  2. Изменение типа родительского отношения и поведения.
  Семья на данной стадии сталкивается с конкурирующей группой - группой сверстников. И родителям нужно своему ребенку подростку предоставить больше автономии. Однако предоставление большой автономии чревато негативными последствиями. Нужно помнить, что подросток одновременно нуждается и в автономии, и в поддержке. Необходимо предоставление автономии сочетать с партнерским общением со своим сыном или дочерью и с доверительными отношениями.
  3. Подготовка к уходу ребенка из дома.
  4. Пересмотр супружеских взаимоотношений.
  Решение данной задачи обусловлено:
  а) прохождением супругов через кризис тридцатилетия;
  б) полным окончанием периода «романтической любви».
  5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей.
  Ещё данная стадия называется «супружеством зрелого возраста». Она приходится на возраст супругов 45-60 лет. Начало данной стадии может соответствовать кризису середины жизни супругов, который приходится на 40-45 лет. Хотя он может быть и на предыдущей стадии жизненного цикла семьи, например, в середине 20-го столетия специалисты его связывали с возрастом 35­40 лет.
  Задачи развития семьи:
  1) Реконструкция супружеских отношений.
  Решение данной задачи обусловлено следующими важными моментами:
  - происходят существенные изменения в функционировании организма супругов;
  - супруги переживают очередной возрастной кризис;
  - дети покидают семью.
  2) Сепарация (отделение) ребенка от семьи.
  3) Корректный уход детей из дома.
  Способ ухода молодого человека (девушки) из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью, чтобы никогда не видеть своих родителей, его жизнь складывается не очень удачно. Если же остается с родителями и позволяет управлять своей жизнью, его жизнь также складывается не удачно.
  Способ ухода из семьи определяет позиция по отношению к семье. Исследователи выделяют два вида такой позиции [25, с.197-198]:
  а) респонсивная - выбирающая.
  Эта позиция означает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и знает, что всегда может обратиться за поддержкой или вернуться.
  б) реактивная - вынужденная.
  При данной позиции молодой человек покидает дом вопреки желанию или остается, тоже вопреки желанию, например, из чувства вины.
  Самую лучшую поддержку детям оказывают родители, которые не прекращают активного партнерского диалога со своими взрослыми детьми, доверяют их суждениям и уважают их решения.
  6. Стареющая семья.
  Стареющая семья - это семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию.
  Задачи развития семьи :
  1. Адаптация к уходу и с выходом на пенсию.
  2. Переструктурирование супругами свободного времени.
  3. Пересмотр супружеских взаимоотношений.
  Решение данной задачи обусловлено тем, что супруги вместе могут проводить до 24 ч. в сутки.
  Течение данной стадии осложняется болезнями супругов, связанных с возрастом. Болезнь одного из супругов может выступать и как стабилизатор семейной системы. Например, жена заболевает, когда муж, посвятивший свою жизнь карьере, выходит на пенсию. Заботясь о жене, муж вновь обретает чувство своей востребованности и значимости.

Назад Содержание Вперед