Святитель Григорий Богослов (330-389 или 390 гг.)
С жизнью Василия Великого тесно связана жизнь его друга Григория Богослова, который был несколько старше его по возрасту. Святитель Григорий родился около 330 года в Каппадокийской области в местечке Арианзе, близ Назианза, где отец его был сначала градоначальником, а потом епископом.
Первоначальные наставления в истинах христианской веры Григорий получил от своей матери Ноны, отличавшейся высоким благочестием. Дальнейшее образование получил в школах Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, где после Оригена была основана богатая библиотека. 24-х лет от роду он отправился для довершения образования в Афины. На пути туда его застигла страшная буря, продолжавшаяся 24 дня. Григорий еще не был крещен, и его ужасала мысль, что он может умереть, не получив крещения. Он горячо молился, чтобы Бог спас его, и дал обет посвятить Ему свою жизнь. Буря утихла, и опасность миновала.
Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью сказал: «Какое зло воспитывает Римская империи!» По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, Григорий принял крещение. По приглашению своего друга Василия поселился с ним в его Понтийской пустыне.
Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец вызвал его из уединения и посвятил против его воли в сан пресвитера (361 г.). Высота этого сана настолько смутила Григория, что он бежал в знакомое пристанище - Понтийскую пустыню, но скоро вернулся к отцу и помогал ему в пастырском служении. Василий Великий через десять лет возвел его в сан епископа (371 г.).
При своей склонности к уединенной жизни Григорий неохотно принимал этот сан, обязанности которого ставили его лицом к лицу с мирской жизнью, со всей ее суетностью и невзгодами. При том же город Сасима, куда был назначен епископом Григорий, был захолустным городом Каппадокийской области. Богатые дарования Григория не могли развернуться там во всей полноте, и он уклонился от этого назначения. Оставшись в Назианзе, он помогал отцу в управления церковью.
Григорий не избежал и борьбы с арианами, когда жил в Константинополе. Эта борьба имела блестящие результаты. Ариане были посрамлены. Православные жители столицы пожелали видеть Григория своим епископом, и их желание было удовлетворено императором Феодосием. Законность избрания Григория подтверждена была и Вторым Вселенским собором. Но на том же соборе возникли и пререкания по поводу его избрания. Григорий был вынужден отказаться от кафедры Константинопольской и остаток своих дней провел в своем имении Арианзе в аскетических подвигах и литературных трудах. Скончался он в 389 или 390 году.
Литературное наследие Григория Богослова касается самых различных сторон богословской науки. Во всей полноте богословский и ораторский талант святителя раскрылся в его 45 «Словах» или проповедях.
По внутреннему содержанию его «Слова» отличаются такой глубиной богословских созерцаний в выяснении божественных тайн, что Григорию по праву Церковь дала к собственному имени новое - «Богослов». «Слова» отличаются увлекательным изложением, чистотой и точностью выражений, неподражаемым подбором слов, обилием образов, тонкой иронией по отношению к оппонентам.
Все эти качества проповеднического таланта Григория с особенной полнотой выражены в его пяти классических словах «О богословии», произнесенных в Константинополе против евномиан и духоборцев.
Из других произведений Григория Богослова особое значение имеют:
1) «Защитительное слово» по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитеры, где он говорит о высоком подвиге пастырского служения. Этот трактат послужил источником и образцом для шести слов Златоуста о священстве;
2) «Два обличительных слова против Юлиана». Кроме полемического значения эти «Слова» представляют исторический интерес, поскольку в них отражена жизнь императора Юлиана и его борьба с христианством.
К лучшим произведениям Григория относятся и его 243 письма. При краткости изложения они отличаются разнообразием содержания, блещут остроумием, силой мысли и обработанностью языка.
Замечателен был Григорий Богослов и как религиозный поэт. Его стихотворения носят догматический, нравственный и исторический характер. Многие из его стихотворений по справедливости могут занять первое место среди произведений художественного творчества. Стихотворения Григория писались в противовес еретикам, которые облекали свои заблуждения в стихотворную форму и распространяли в народе. Особенно интересно автобиографическое стихотворение «О своей жизни».
Назад | Содержание | Вперед |