Святитель Григорий Нисский (335-396 гг.)

  Брат Василия Великого святитель Григорий Нисский родился в конце 335 года, и домашнее воспитание его прошло в той же благочестивой атмосфере, в какой воспитывался и его старший брат.
  Дальнейшее образование он получил в школах своего родного города. Вследствие изменившихся домашних условий Григорий не мог завершить своего образования в Афинах. Но, наделенный от природы богатыми дарованиями, он самостоятельно овладел богословием. Особенно сильное влияние на него имел Ориген, сочинения которого он изучал с особым усердием.
  Наклонностей к аскетической жизни у него не было, его влекло к светским наукам, и в них он находил полное удовлетворение. Но один случай, произошедший с ним в ранние годы, оказал на него сильное влияние и предрешил направление его будущей деятельности. Григорий уклонился от домашнего праздника, устроенного в честь сорока мучеников, заснул в беседке в саду. Во сне ему было грозное видение: явившиеся ему мученики с жезлами готовы были наказать его. Григорий близко к сердцу принял сновидение.
  Он перестал увлекаться светскими науками и стал церковным чтецом. Но вскоре его опять потянуло к светским занятиям, и он занял должность учителя красноречия, променяв имя христианина на имя ритора.
  Однако под влиянием своей аскетически настроенной семьи и друзей он окончательно и бесповоротно отдался служению Богу, вступив в монашескую общину Василия Великого в лесистых холмах Ирисы, где он пробыл десять лет. Василий Великий вызвал его из монашеского уединения и посвятил в сан епископа в Ниссу, городок Каппадокии, который стал известен в истории благодаря тому, что это была кафедра Григория. Как и Григорий Богослов, он не избежал борьбы с арианами. Обвиненный в растрате доходов своей кафедры, он был вынужден странствовать два года в большой бедности, поносимый врагами. При императоре Грациане, при восторженном настроении своей паствы он вернулся на свою кафедру. Как деятель Церкви Григорий Нисский мало известен. Известно, что по поручению Антиохийского собора он посетил церкви в Аравии, а в 381 году участвовал во Втором Вселенском соборе. В 396 году святитель Григорий скончался.
  Как писатель Григорий Нисский известен своими творениями в области богословия. К числу его догматических трудов относятся:
  • 13 слов «Против Евномия»;
  • «Против Аполлинария» (несколько сочинений);
  • «О вере»;
  • «О Божестве Сына и Духа Святого»;
  • «Великое Огласительное Слово»;
  • «О душе и воскресении»;
  Особое значение для богословия имеют его сочинения «Против Евномия» и «Великое Огласительное Слово». Первое представляет обширнейший трактат против ариан с опровержением всех доводов их учения. Второе - богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении, причащении, против еретиков, язычников и иудеев.
  В своих богословских воззрениях Григорий находился под более сильным влиянием Оригена, чем другие отцы Церкви. У него тот же оригеновский идеализм, то же мнение относительно вечности мучений и их свойства, та же вера в окончательное восстановление всех вещей. Но он не был слепым подражателем Оригена: в его суждениях было много самостоятельного и самобытного. Он не допускал, например, оригеновского учения о предсуществовании душ. Каждая душа, по его мнению, развивается вместе с телом из семени.
  Кроме догматических сочинений Григорию Нисскому принадлежит много толкований, бесед и писем.
  Его толкования (апологетическое дополнение к Шестодневу, трактат о творении человека, о надписаниях псалмов и аэндорской волшебнице, о блаженствах, о молитве Господней, на книгу Экклезиаст, Песнь Песней и о жизни Моисея) менее самобытны.
  По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы.

Назад Содержание Вперед