1.4. Опыт деятельности Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска

  Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, управления или отделы социальной защиты.
  Опыт деятельности управлений социальной защиты рассмотрим на примере Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска.
  Учредителем муниципального учреждения - "Управление социальной защита населения администрации Советского района г. Красноярска" (в дальнейшем именуемое Управление) является администрация города Красноярска.
  Управление с момента внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц города Красноярска, является юридическим лицом и обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, приобретает имущественные и личные неимущественные нрава нанесет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде, открывает расчетный и иные счета в учреждениях банков.
  Управление, являясь некоммерческой организацией, не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, однако имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность.
  Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, правовыми актами города Красноярска и Положением.
  Управление финансируется за счет бюджета города с привлечением внебюджетных средств и других источников.
  Цели и задачи деятельности учреждения
  Управление создано для организации деятельности по социальной защите и поддержке населения. Для достижения своих целей учреждение осуществляет организацию комплексного решения следующих задач:
  1) осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан;
  2) обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты установленных законодательством пенсий и пособий;
  3) оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим и членам их семей;
  4) осуществление контроля предоставления инвалидам ВОВ и семьям погибших военнослужащих, другим инвалидам и членам их семей, потерявшим кормильца, престарелым гражданам, сиротам, реабилитированным гражданам, многодетным и одиноким матерям предусмотренных для них льгот и преимуществ;
  5) руководство работой районных МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) и социальными учреждениями, находящимися на территории района, оказание им практической помощи;
  6) организация работы по трудовому и материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, семей погибших военнослужащих, инвалидов интернационального долга, обеспечение нуждающихся санаторно-курортным лечением, организация протезно-ортопедической помощи населению;
  7) организация социально-бытового обслуживания престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения;
  8) оказание материальной помощи общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве;
  9) проведение разъяснительно-правовой работы среди населения по пенсионному законодательству, социальным вопросам, по предоставлению льгот и преимуществ посредством широкого использования средств массовой информации;
  10) организация своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального и материально-бытового обслуживания;
  11) прием представлений, заявлений и документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсий и пособий, подлежащих рассмотрению по действующему законодательству, оформление пенсионных дел- пенсионеров и лиц, получающих пособия, выдача пенсионных удостоверений и других видов удостоверений для получения льгот и преимуществ;
  12) осуществление контроля соблюдения администраций предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка и правил оформления документов для назначения пенсий и пособий;
  13) осуществление контроля своевременного прохождения инвалидами переосвидетельствования во МСЭК;
  14) оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам района и членам их семей;
  15) ведение учета лиц, обращающихся в Управление по вопросам направления в учреждения социального обеспечения, оказывает содействие в оформлении документов лицам нуждающимся в устройстве в дома престарелых и инвалидов, обследование их семейного и материально-бытового положения, направление данных категорий граждан в дома-интернаты по путевкам вышестоящих органов социальной защиты;
  16) подготовка документов и внесение на рассмотрение в администрацию района предложений об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
  Права и обязанности управления
  Управление имеет право в соответствии с Положением определять свою финансово-хозяйственную деятельность, перспективные и годовые планы развития социальной- защиты населения района и осуществлять контроль их выполнения.
  Работники управления имеют право расширять сферу своей деятельности и развивать и внедрять новые методы организации работы с использованием современных средств организационной и вычислительной техники;
  Учитывая финансовые возможности - имеют право разрабатывать документы по установлению дополнительных льгот и выплат к пенсиям, пособиям и другим социальным выплатам и подавать на рассмотрение в вышестоящие органы.
  Управление социальной защиты должно строить свои отношения с другими предприятиями, учреждениями, организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе взаимовыгодных договоров и свободно выбирать форму и предмет хозяйственных договоров и обязательств любых условий хозяйственных взаимоотношений с другими учреждениями, не противоречащих действующему законодательству, и Положению об управлении.
  Управление вправе осуществлять материально-техническое обеспечение своей деятельности в пределах бюджетных и собственных средств; приобретать для собственных нужд, брать в аренду или принимать безвозмездно любое имущество или любые имущественные права от организаций, предприятий. отдельных граждан в соответствии с действующим законодательством;
  Управление обязано соблюдать Положение, обеспечить гарантированные действующим законодательством минимальную заработную плату, условия труда и меры социальной защиты работникам Управления, осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов хозяйственной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
  За Учреждением в целях обеспечения уставной деятельности Учредителем закрепляется на праве оперативного управления имущество, являющееся муниципальной собственностью. Переданное Учредителем имущество ставиться на баланс Учреждения. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом.
  При осуществлении оперативного управления имуществом Учреждение обязано:
  • обеспечить сохранность и использование строго по целевому назначению закрепленного за ним имущества;
  • осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества; не допускать ухудшения текущего состояния имущества, за исключением его нормативного износа в процессе эксплуатации;
  • эффективно использовать имущество;
  • осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества.
  Источниками формирования имущества Управления являются:
  1) имущество, переданное Управлению в оперативное управление; ассигнования из бюджета города;
  2) добровольные имущественные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц;
  3) средства от хоздоговорной деятельности;
  4) иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  Средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, а также приобретенное за счет них имущество учитывается на отдельном балансе и расходуется на реализацию уставных целей и задач Управления, а так же на укрепление собственной материально-технической базы.
  Управление отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет Учредитель в порядке, определяемом законодательством.
  Управление вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств выделенных ему по смете, лишь с согласия Учредителя.
  Управление и контроль
  Координация деятельности Управления осуществляется заместителем главы города по социальным вопросам.
  Управление возглавляет начальник, который работает на правах заместителя главы администрации района по социальным вопросам.
  Для реализации основных задач в Управлении могут создаваться временные коллективы: научно-исследовательские, информационные, экспертные, производственные. Контроль использования по назначению и сохранностью имущества Управления осуществляет департамент недвижимости администрации города.
  Управление ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и правилами, установленными для муниципальных учреждений.
  Комплексная проверка (ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления производится по инициативе городского Совета, Главы города, уполномоченного органа по управлению городской собственностью и иными органами в пределах их компетенции).
  Предоставление социальных услуг населению
  Управление предоставляет населению следующие виды социальных услуг.
  В группу социально-бытовых услуг входит:
  1. Выдача талонов на бытовые услуги бани, парикмахерской, ремонта обуви и одежды и т. д.
  2. Льготная подписка на периодические издания; содействие в получении льгот, предусмотренных законодательством РФ.
  3. Обеспечение топливом.
  В другую группу услуг следует включить: содействие в получении временной или постоянной работы, обеспечение временного проживания детей и подростков в учреждениях социального обслуживания; оказание помощи органами опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатское учреждение.
  Из совокупности предоставляемых социально-педагогических услуг следует выделить.
  1. Организацию досуга детей (посещение театров, выставок, концерты, праздники, соревнования и т. д.).
  2. Консультирование по вопросам жизненного самоопределения и выбора профессии.
  3. Психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование.
  4. Педагогическую помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
  5. Социально-педагогическую диагностику и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение наклонностей и способностей для определения степени готовности к школе.
  6. Определение формы обучения детей, организации практической помощи в организации обучения;
  7. Обучение детей навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности;
  8. Коррекцию педагогической запущенности детей;
  9. Оказание педагогической помощи с целью восстановления статуса в коллективе сверстников, но месту учебы; формирование навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; подготовка детей и подростков к самостоятельной семейной жизни.
  Подразделение Управления социальной защиты населения предоставляет социально-психологические услуги.
  1. Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками с целью устранения различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонение в состоянии их психического здоровья.
  2. Распространение среди детей и подростков психологических знаний.
  3. Диагностическое обслуживание психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе.
  4. Психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей.
  5. Психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление нарушений общения у детей и подростков, искажений в их психическом развитии.
  6. Психотерапевтическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращение детей и подростков к родителям или к лицам, заменяющих их.
  7. Проведение различных психологических тренингов.
  8. Психопрофилактическая и психологическая работа по своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии детей и подростков.
  9. Социально-психологическое консультирование.
  Широкий спектр социально-медицинских услуг предоставляется населению Управлением социальной защиты.
  1. Проведение медицинских процедур в соответствии с назначением врачей.
  2. Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.
  3. Оказание консультативной помощи.
  4. Выявление и учет детей и подростков, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
  5. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых детей и подростков.
  6. Санитарно-просветительская работа с детьми и подростками.
  7. Проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний.
  К блоку социально-правовых услуг относятся:
  1. Оказание юридической помощи в подготовке и оформлении документов, подаче жалоб.
  2. Оказание правовой помощи в защите при несоблюдении прав детей и подростков.
  3. Содействие в получении установленных действующим законодательством РФ льгот и преимуществ и обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов.
  5. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством.
  6. Консультирование по различным правовым вопросам;
  Оказание материальной помощи, предоставление ссуды, обеспечение горячим питанием и продуктовыми наборами, школьно-письменными принадлежностями, одеждой, обувью, путевками в оздоровительные лагеря и центры, поиск спонсорской помощи составляют блок социально-экономических услуг, предоставляемых населению.
  Управление социальной защиты населения обслуживает следующие категории населения
  А. Ветераны
  1. Инвалиды Великой Отечественной Войны (ВОВ).
  2. Участники ВОВ, имеющие группу инвалидности (общие заболевания, трудовые увечья) и без группы инвалидности.
  3. Несовершеннолетние узники фашистских лагерей, имеющие группу инвалидности и не имеющие группу инвалидности.
  4. Участники боевых действий на территории других государств - инвалиды (ранение, контузия). Инвалиды I, II и Ш группы.
  5. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» (без группы инвалидности).
  6. Ветераны боевых действий.
  7. Лица, обслуживавшие воинские части на территории других государств в период боевых действий и получившие ранение, контузию, либо награжденные медалями.
  10. Лица, направлявшиеся на работу в Афганистан.
  B. Другие ветераны ВОВ
  1. Военнослужащие действующей армии в 1944-45гг., прослужившие не менее 6 месяцев.
  2. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Из них - Инвалиды вследствие общего заболевания, трудовые увечья.
  3. Лица, работавшие на объектах ПВО, и других военных объектах.
  4. Лица, работавшие в тылу 1944-45гг. не менее 6-месяцев, либо награжденные за труд в ВОВ.
  5. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
  7. Ветераны труда, военной службы, государственной службы.
  C. Инвалиды
  Дети-инвалиды
  1. Дети-инвалиды дошкольного возраста
  2. Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает воспитание, обучение
  3. Дети-инвалиды, достигшие возраста 5 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания - сироты и лишенные попечения родителей.
  Инвалиды I, II, III групп
  1. Инвалиды I группы, в том числе впервые признанные.
  2. Инвалиды II группы, в том числе неработающие и работающие.
  3. Инвалиды III группы и признанные безработными.
  Другие категории инвалидов
  1. Инвалиды, помещаемые в стационарные учреждения социального типа, и находящиеся в стационарном учреждении социального типа.
  2. Учащиеся инвалиды.
  3. Инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе.
  5. Неработающие и работающие инвалиды.
  Лица, пострадавшие в результате радиационных катастроф
  1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь.
  2. Граждане, ставшие инвалидами после аварии 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС).
  3. Ликвидаторы 1986-1987 г.г. и 1988 -1999 гг.
  4. Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения.
  5. Эвакуированные, переселённые, выехавшие граждане.
  6. Граждане, занятые на работах в зоне отселения.
  7. Дети семей, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
  8. Пострадавшие от аварии на ПО "Маяк" в 1957 г.
  10. Граждане из подразделения особого риска.
  11. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
  D. Семьи
  1. Многодетные семьи.
  2. Семьи погибших военнослужащих.
  3. Семьи разыскиваемых родителей.
  4. Семьи несовершеннолетних родителей.
  5. Семьи с опекаемыми детьми.
  6. Семьи одиноких матерей.
  7. Семьи чернобыльцев.
  E. Другие категории граждан
  1. Герои Советского Союза, Полные кавалеры ордена Славы, Герои социалистического труда, Полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
  2. Несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
  3. Реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий.
  Деятельность Управления социальной защиты свердловской области базируется на областном законе "Об адресной социальной помощи", который вступил в действие с января 1995 года. С принятием закона Правительством области был разработан и механизм его исполнения. Было принято постановление от 14.03.95 № 124 "О мерах по реализации Областного закона "Об адресной социальной помощи", установлены размеры социального пособия.
  Одновременно были сформированы нормативно-правовая база и методическое обеспечение работы социальных служб, подготовлены программа финансирования реализации мероприятий Закона по территориям области, Положение об отделе социальной помощи в местных органах социальной защиты, должностные инструкции специалистов по адресной помощи.
  Финансирование программ адресной помощи на год осуществляется поквартально, в соответствии с постановлениями Правительства области, которыми утверждаются величины прожиточного минимума для определенных Законом категорий населения, и устанавливается размер социального пособия по категориям получателей.
  Адресная социальная помощь в соответствии с Законом строится на следующих принципах:
  • преимущественно государственный характер адресной социальной помощи;
  • дифференциация форм адресной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности;
  • сочетание заявительного подхода при оказании адресной социальной помощи с предоставлением ее по инициативе органов социальной защиты;
  • оказание адресной помощи путем предоставления социальных услуг, натуральных выдач, выплаты социальных пособий, развитие сети специализированных учреждений, оказывающих адресную социальную помощь.
  Для малоимущих граждан, семей с детьми предоставляется, в основном, денежная социальная помощь в виде ежемесячных доплат к государственным пенсиям и пособиям. Однако сложное финансовое положение в области вынуждает прибегать к натуральной помощи в виде набора продуктов питания, одежды, обуви, лекарств, оп латы топлива, коммунальных услуг.
  Социальная помощь может быть предоставлена тем категориям граждан (семей), которые хотя и имеют доход, превышающий установленный прожиточный минимум, но являются либо одинокими пенсионерами и требуют постоянного ухода, либо имеют специфические потребности (дети-инвалиды, дети-сироты, опекунские семьи и т.п.).
  Этим гражданам и семьям по усмотрению местных органов самоуправления может быть предоставлено полное или частичное освобождение от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за покупку лекарств, приобретение путевок в лечебно­оздоровительные учреждения, бесплатное юридическое обслуживание и социально­психологическая помощь, и другие виды помощи, исходя из финансовых возможностей.
  В области получили широкое развитие организации и учреждения, занимающиеся адресной социальной помощью в различных формах. Это закреплено в Областном законе "О статусе областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в Свердловской области", принятом в январе 1997 года.
  Сейчас в области функционирует широкий спектр различных учреждений адресной социальной помощи:
  • территориальные центры социального обслуживания различных типов: дневного пребывания, недельного пребывания, временного пребывания (от 2-х до 6-и месяцев) на период устранения острого социального неблагополучия;
  • жилые специальные дома ветеранов с блоком социально-бытового обслуживания в составе фонда социального использования;
  • надомное социальное обслуживание на платной и бесплатной основе для граждан, проживающих в семьях, когда члены семьи не могут оказывать им помощь;
  • отделение сестринского ухода, центры социально-психологической помощи, столовые и домовые кухни для организации питания нуждающихся;
  • сеть магазинов по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам.
  Закон "Об адресной социальной помощи" не затрагивает прав граждан на социальную поддержку, устанавливаемую законодательством России и финансируемую за счет средств федерального бюджета.
  В ходе реализации закона "Об адресной социальной помощи" созданы на всех территориях службы адресной социальной помощи. Количество участковых специалистов сначала предусматривалось по норме 1 человек на 10 тысяч населения, однако с увеличением на грузки был рекомендован норматив 1 человек на 5 тысяч населения.
  В области разработан механизм финансирования и исполнения Закона, сформулирован поименный банк данных граждан, нуждающихся в социальной помощи. Силами созданного с Министерством социальной защиты населения информационно­аналитического отдела разработан АРМ социального работника. В органах социальной защиты населения области установлено более 100 ПЭВМ. На основе социальных паспортов территорий ежегодно разрабатывается социальный паспорт области.
  В 1996 году ситуация с финансированием областного закона "Об адресной социальной помощи" резко обострилась.
  В первом полугодии из-за трудностей с формированием областного бюджета реализация Закона практически приостановилась. Образовалась задолженность по выплатам. В целях ее погашения Правительство области приняло ряд документов, позволяющих погашать долги путем проведения взаимозачетов натуральным покрытием в счет недоимки предприятий по платежам в областной бюджет по некоторым видам налогов. Организация работы по проведению взаимозачетов была возложена на местные органы социальной защиты. В городах и районах были приняты соответствующие постановления администраций, определены предприятия-должники в областной бюджет, проведены совещания с руководителями предприятий по определению путей погашения задолженности.
  Органами социальной защиты были уточнены ведомости получателей адресной помощи, велась работа по составлению актов взаимных зачетов между предприятиями, органами социальной за щиты и Министерством финансов.
  Министерством социальной защиты был разработан пакет документов, определяющих порядок работы по проведению взаимозачетов натуральным покрытием.
  При проведении этой работы приходилось учитывать социально-экономическую специфику городов и районов области.
  Несмотря на проблемы, вызванные не свойственностью функциональных задач, работникам социальной защиты удалось достаточно оперативно запустить механизм взаимозачетов и погашения долгов натуральным покрытием. Задолженность была погашена почти полностью.
  Реализация закона "Об адресной социальной помощи" в 1997-98 годах продолжает осуществляться по системе взаимозачетов в соответствии с планом финансирования Закона, предусмотренном За коном "Об областном бюджете".
  Территориальные органы социальной защиты производят рас четы с получателями адресной помощи в счет погашения задолженности за 1995, 1996, 1997 годы. В городах и районах сформировалась система участковых служб, выдача продуктов и товаров народного потребления идет через собственные или муниципальные магазины, частично задолженность погашается за счет коммунальных услуг.
  Учитывая специфику социально-экономического развития от дельных, особенно сельских территорий, органам социальной защиты пришлось прибегнуть к помощи посреднических структур, работающих на правах уполномоченных организаций Правительства области. Около 30 коммерческих организаций работают с территориальными органами социальной защиты.
  Таким образом, мы видим, что деятельность управлений (отделов) социальной защиты населения основывается на соответствующие положения, федеральное и региональное законодательство.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите цель деятельности организаций в системе социальной защиты.
  2. Кто относится к нетрудоспособным гражданам?
  3. Приведите основные направления программы социальной защиты населения, принятой в России.
  4. Что является основой деятельности по реализации программы социальной защиты?
  5. Приведите понятие «социальное обслуживание», и какие учреждения (социальные службы) относятся к инфраструктуре.
  6. Какие социальные услуги гарантированы государством?
  7. Назовите основные источники финансирования социальных служб.
  8. Перечислите главные принципы социального обслуживания.
  9. Приведите цели и задачи деятельности Управления социальной защиты населения Советского района г. Красноярска.
  10. Какие документы лежат в основе деятельности названного управления?
  11. Какие права и обязанности определены управлению?
  12. Перечислите виды социальных услуг, предоставляемые населению Управлением социальной защиты населения Советского района г. Красноярска.
  13. Какие категории населения обслуживает управление?
  14. Охарактеризуйте опыт деятельности Управления социальной защиты населения Свердловской области.
  15. Изучите опыт деятельности управления (отдела) социальной защиты населения в том городе, районе, селе, где Вы проживаете.

Назад Содержание Вперед