ТЕМА 5. Христианство 5 - 7 вв.
Через 2-3 века после распада римского государства в Европе вырисовываются новые силы - папство и империя. Епископ Рима, получивший имя "папа" еще в VI в., выделился среди других "князей церкви". Второй силой стала новая христианская империя, основанная франкским королем Карлом Великим, который в 800 г. был коронован папой как император "Священной Римской империи". После смерти своего основателя империя распалась, но была восстановлена в X в. как "Священная Римская империя германской нации".
При реформах папы Григория Седьмого в XI в. усиливается влияние церкви и одновременно разворачивается борьба империи и папства, шедшая с переменным успехом. После разделения церквей в 1054 г. на католическую и православную лидерство папства не оспаривается западной церковью. В лице Григория Седьмого папство выдвинуло претензию не только на независимость от власти императоров, но и на господство над ними. В своей деятельности папа руководствовался учением святого Августина о граде Божьем, по своей сущности стоящем много выше града земного. Для определения соотношения между духовной и светской властями использовалось их сравнение с Солнцем и Луной, известное под названием теории двух светил.
Римские императоры отождествляли себя с Солнцем, и некоторые средневековые императоры пытались возродить это сравнение. Но со времен Григория Седьмого такие попытки решительно пресекались. Из Книги Бытия церковные авторитеты заимствовали образ двух светил: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... И создал Бог два светила великих: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью". Для церкви большим светилом - Солнцем - был папа, светилом меньшим - Луной - император или король. Эти значимые символы, вокруг которых кристаллизовался конфликт, служили, как это и свойственно средневековью, одновременно и теорией, и образом.
Широкое распространение в период средневековья получил еще один образ, известный как теория двух мечей. Меч был символом власти. Теория двух мечей известна в разных интерпретациях в зависимости от того, чья сторона в споре духовной и светской власти брала верх. В интерпретации церкви, Христос отдает духовному (церковному) владыке два меча как символы духовной и светской власти. И уже сам духовный владыка, в свою очередь, вручает один меч светскому государю и потому имеет первенство над ним.
Рост политического влияния папства особенно наглядно проявился в организации крестовых походов на Восток (XI-XIII вв.). В течение этого времени католическая церковь была в зените своей мощи и наиболее близка к тому, чтобы завоевать верховенство над светской властью. К концу XIII в. церковь взяла верх и над еретическими движениями.
Средневековые ереси. В средние века политическая мысль и юриспруденция, философия и естествознание, все "семь свободных искусств" были облечены в религиозные одежды и подчинены богословию. В ересях - религиозных направлениях, отступающих от официальной доктрины католической церкви, можно разглядеть и оппозиционную социально-политическую доктрину.
Василий Великий (330-379) доказывал полезность чтения языческой литературы, которая, будучи тщательно отобрана и христиански интерпретирована, способна учить добру и облагораживать душу. Религиозное образование способствует постижению человеком высшей Божественной Истины, которая является самым важным плодом для души. Светское же образование позволяет душе облечься "внешней мудростью, как бы листвой, которая защищает плод и придает не лишенную приятности внешность".
Огромную роль в формировании христианской педагогической традиции сыграл Блаженный Августин (354-430). Признавая практическую значимость светских наук, Августин утверждал, что их изучение, в конечном счете, должно быть подчинено решению задачи нравственного совершенствования личности в духе христианских идеалов и ценностей. Решение этой задачи он связывал, прежде всего, с постижением сердцем Божественного Откровения и основывающейся на этом любви к Богу. Для Августина знание - не философский и не научный, а теологический феномен; оно для него часть веры, истина, данная в Откровении. По его мнению, воспитатель должен опираться как на врожденное религиозное чувство человека, так и на его разум, который, будучи полезен преимущественно в философском и научном познании (познании "мирской мудрости"), тем не менее, может способствовать рациональному обоснованию веры.
Падение Западной Римской империи в 476 г. привело к возникновению варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, кризису культуры. Упадок городов привел к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.
После падения Западной Римской империи примерно на пять столетий письменность исчезла из сколько-нибудь широкого обихода. Она систематически использовалась лишь в церковной среде и среди связанных с ней ученых для фиксации текстов религиозно-богословского содержания, а также текстов, связанных с сакральной королевской властью. Языком устной и письменной коммуникации космополитического по своей ориентации католического духовенства была латынь. Поэтому результатом христианизации Европы стало распространение латинской письменности от Эльбы до берегов Атлантики.
Северин Боэций (480-524) создал учебники по всем "свободным искусствам". Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл квадриум (четвертый путь). Этот цикл вместе с тривиумом (третьим путем) - грамматикой, риторикой, диалектикой - составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.
Кассиодор (480-575) обосновал необходимость синтеза теологического и светского знания, использования достижений античной науки, объединения духовного и светского образования. Он обосновал также разницу между понятием искусство, относимым им к гуманитарным наукам (тривиум), и понятием дисциплина, относимым им к точным и естественным наукам (квадриум). Семь светских предметов для Кассиодора - подготовительная ступень для постижения истины Писания, и в этом их практическая польза.
В VI в. в Европе в условиях общего упадка школьного образования получает распространение педагогический идеал, никак не связанный с античным наследием, а прямо противостоящий ему и базирующийся на христианском идеале монашеской аскезы. Опыт монашеской педагогики старцев восточных египетских обителей был обобщен Иоанном Кассианом (360-436), который сосредоточил внимание на описании пути личного спасения христианина посредством самосовершенствования в аскетическом образе жизни. Он исходил из превосходства нравственного воспитания над ученостью.
Коллективный опыт монашества, базирующийся на экспериментах над собственной психикой и телом, лежал в основе аскетического обучения. Григорий Великий (540-604) утверждал, что только искреннее покаяние и соблюдение христианских заповедей может обеспечить подлинное религиозное образование, результатом которого должно быть практическое исполнение усвоенного знания. Само знание, получаемое через обучение, он противопоставлял мудрости как практической добродетели, проявляющейся в поведении и образе жизни человека. В изучении светских наук, которые он требовал наполнить христианским содержанием, Григорий видел средство для углубленного понимания смысла Священного Писания.
В VII в., когда в Европе единственным мировоззренческим ориентиром оказалось аскетическое монашеское самовоспитание, педагогические идеалы ориентировались на сакральный мессианизм христианского воспитания; античный идеал образования рациональной автономной личности отошел на второй план. Однако с начала VIII в. в религию начинает проникать знание, что постепенно через несколько столетий привело к вытеснению идеала "практической мудрости".
Назад | Содержание | Вперед |