10.7. Культура России во второй половине XIX в.

  Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение - все это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло ее приоритеты.
  Образование
  Социальное и экономическое развитие страны не обеспечивалось существовавшей системой народного образования. Низкой уровень грамотности основной массы населения и нехватка образованных специалистов в государственном аппарате и народном хозяйстве диктовали необходимость перемен. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведение - гимназии - на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовали четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600.
  В 1890 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в два раза больше, чем в деревне. В конце XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.
  К началу 60-х гг. в университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. По нему восстанавливалось университетское самоуправление. В пореформенный период открылись новые университеты в Одессе, Варшаве, Томске, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический институт в Риге и др. В конце века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов.
  В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х гг. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, в Петербурге, Казани, Киеве.
  После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах.
  Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. ввел ограничения на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое, кроме того, правительство снизило университетам ассигнование. По распоряжению властей в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских (в Петербурге).
  Наука
  Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы» заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников за разработку теории иммунитета получил Нобелевскую премию. Он долго работал в Одессе, где создал первую в России бактериологическую станцию (совместно с Н.Ф. Гамалея) для борьбы с инфекционными заболеваниями. Основоположник русской школы физиологии растений К. А. Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, раскрыл роль хлорофилла в этом процессе. Его книга «Жизнь растений» выдержала десятки изданий на многих языках.
  Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков. Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии.
  Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г. Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта. Первой в мире женщиной-профессором, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук стала С. В. Ковалевская. За математические работы ей были присуждены премии Парижской и Шведской академии наук, она работала профессором математики в Стокгольмском университете.
  Открытия в области техники принесли мировую славу русским ученым. Это изобретение П.Н. Яблочкова - дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения.
  А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам.
  А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881). Основоположником радиосвязи был профессор Петербургского электротехнического института А.С. Попов. Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника 7 мая 1895 г. В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Кронштадте в 5 км. Учитель физики в Калужской гимназии К.Э. Циолковский опубликовал первую печатную работу о дирижабле, а с 1896 г. упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.
  Развитие географической науки связано с деятельностью академика П. П. Семенова Тян- Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем Географического общества, организовал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Н.Н. Миклухо-Маклая и многих других.
  Выдающимся историком эпохи был С.М. Соловьев, автор «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, опубликованной в 1851-1879 гг. Социально-экономические процессы в истории изучал В.О. Ключевский, автор «Курса русской истории», исследований «Боярская дума», «Происхождение крепостного права в России». В.И. Даль в течение 50 лет работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», включавшего 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.
  Литература
  Основным художественным направлением русской литературы второй половины XIX в. стал критический реализм. Литературные произведения показывали доведенных до отчаяния крестьян, политических заключенных, самодовольных чиновников, далеко не безгрешных священников. Литераторы пытались дать ответы на главные российские вопросы того времени: что с нами происходит? кто виноват? что делать? куда мы идем? Одной из главных тем литературы второй половины XIX в. становится тема народа, его роли в истории.
  Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был И.С. Тургенев. Картину разложения крепостного права, живые образы крепостников- помещиков и крестьян нарисовал И.А. Гончаров в произведениях «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».
  Творчество Ф.М. Достоевского было крупным явлением не только русской, но и мировой литературы. Проникновение в сложные процессы в человеческой психике, умение раскрыть душевные переживания человека, симпатии к униженным и оскорбленным - все это составляет суть его сочинений «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Записки из Мертвого дома», «Братья Карамазовы».
  М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях «История города Глупова», «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы» резко критиковал помещиков, обличал казнокрадов и взяточников. Певцом обездоленного народа, выразителем его дум и чаяний был Н.А. Некрасов.
  Л.Н. Толстой в своих произведениях «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь пореформенной России во всей ее сложности и противоречивости, показать всё богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.
  К концу XIX в. расцветает талант А.П. Чехова, высмеивавшего в своих произведениях пошлый, мещанский быт, узость кругозора обывателя, создававшего типические образы россиян.
  Живопись, архитектура
  В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый «бунт тринадцати». Лучшие выпускники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. В 1870 г. было создано в Петербурге Товарищество передвижных выставок на кооперативных началах, чле- нами-учредителями которого были Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, В.Г. Петров и Н.Н. Ге. Передвижники были едины в своем неприятии академизма с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые сцены. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Товарищество организовывало выставки в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Харькове и других городах. В разное время в Товарищество входили И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, А.М. и В.М. Васнецовы, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, В.А. Серов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств.
  В творчестве И.Н. Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал портреты Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Одно из наиболее сильных произведений Крамского - картина «Христос в пустыне».
  Передвижники совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А.К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин. А.И. Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужице на раскисшей дороге, запечатлены на его полотнах. Своей вершины русская пейзажная живопись достигла в творчестве И.И. Левитана - мастера спокойных, тихих пейзажей, таких как «После дождя», «Золотая осень», «Тихая обитель», «Вечерний звон».
  На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова. Кисти И.Е. Репина принадлежит ряд монументальных жанровых полотен: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». На многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. Ряд репинских полотен написан на исторические темы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». На историческую тему писал В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», Боярыня Морозова»). В.А. Серов писал пейзажи, натюрморты, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».
  Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, передвижников попали в собрание Третьякова. С 1856 г. представитель старинного московского купеческого рода П.М. Третьяков начал собирать картины русских художников. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1989 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев увенчало достижения русской живописи XIX в.
  В архитектуре преобладающим во второй половине XIX в. стало смешение разных стилей прошлого - эклектика. Использование разных стилей характерно для выдающихся архитекторов А.И. Резанова и В.А. Шретера.
  В 60-70-е гг. шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболее крупным архитектором этого направления был И.П. Ропет (настоящая фамилия - И.Н. Петров), поэтому все направление иногда называли «ропетовщина». Ропет возводил деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музея в Москве (В. О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание ГУМа (А.Н. Померанцев), здание Городской думы (Д.Н. Чичагов).
  В церковном строительстве 80-90-х гг. это направление нашло отражение в подражании стилю церквей XVII в., вытеснив русско-византийский стиль. Наиболее типичной постройкой этого направления является церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (построенная архитектором А.А. Парландом на месте убийства Александра II).
  Музыка
  Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой был М.И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «могучей кучки»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М.А. Балакирев. Под его руководством она превратилась в творческий коллектив, объединенный идейным единством, общими взглядами. Все творчество композиторов «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни («40 русских народных песен» Балакирева и «100русских народных песен» Римского-Корсакова). Композиторы по примеру Глинки использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского «Снегурочка», оперы «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка». Очень часто композиторы обращались к сюжетам русской истории. На эти темы были созданы оперы Мусоргского «Хованщина», Римского- Корсакова «Псковитянка», «Царская невеста». «Могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русские национальные мотивы.
  П.И. Чайковский не входил в «могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Мировое признание получила его опера «Евгений Онегин». Свежесть и изящество, мелодическое богатство и проникновенная лиричность ярко проявились в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини». Балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вошли в мировую балетную классику.
  Театр
  Вторая половина XIX в. стала переломной для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве. В 80-90-е гг. в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова.
  Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых «клубных театров».
  На сцене Малого театра играли такие выдающиеся актеры, как П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, С.В. Шумский. В Александринском театре играли М.Г. Савина, П.А. Стрепова, К.А. Варламов. Русский театр XIX в. - это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.
  В 1898 г. возник Московский художественный театр, который возглавили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Его расцвет приходится на первые годы ХХ в., когда в истории русского театра наступили новые времена.
  Вторая половина XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзажах. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь, русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание и заняла почетное место в семье общеевропейских культур.

Назад Содержание Вперед