5.9.5. Психологические теории индивидуальной мотивации
Самым примитивным методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является метод «кнута и пряника». Его можно с большим приближением рассматривать как метод мотивации, основанный на первичных потребностях, и соотнести с теориями бихевиоризма («стимул- реакция»). Известен с рабовладельческиж времен. В настоящее время трансформировался в систему простейших экономических и административных стимулов и санкций.
Факторы этого метода:
• пропорциональные доплаты и удержания;
• работа на условиях администрации;
• коллективный подряд и т.д.
Метод имеет свою экологическую нишу и в современных условиях:
• при низкой содержательности работ;
• при авторитарном стиле руководства;
• если работник не может (по каким-либо причинам) найти себе другое место работы;
• на должностях младшего обслуживающего персонала, чей доход в основном и напрямую зависит от объема выполненной работы;
• в критических для фирмы ситуациях.
По мере социального развития как общества в целом, так и индивида в нем у работника на первый план все больше выходят вторичные потребности. Соответственно, появились психологические методы воздействия на работников и психологические теории мотивации. Они подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации имеют целью установить потребности работников и определить в их структуре оптимальное соотношение внутренних и внешних вознаграждений.
Процессуальные теории мотивации имеют целью установить вероятность наступления ожидаемого результата при мотивирующей роли данной потребности и различной возможной степени ее удовлетворения. Процессуальные модели основываются на теории бихевиоризма и, в частности, на том, что действие стимулов (положительных или отрицательных) определяется несколькими факторами:
• поощрение и наказание являются подсознательными феноменами;
• их действие зависит более от скорости следования поощрения (наказания) за действием, чем от логических или причинных связей;
• положительный стимул оказывает более длительное (в пределе - постоянное) воздействие.
Теории мотивации в отдельных видах деятельности (профессиональной, учебной и т.д. более подробно рассматриваются в последующих разделах курса.
Назад | Содержание | Вперед |