5.9.6. Мотивация и личность

  Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся личностными чертами человека. Это мотив «достижения успеха/избегания неудачи», структура локуса контроля, самооценка и уровень притязаний. Рассмотрим их подробнее.
  В жизни каждого человека преобладает один из двух вариантов поведения - избегание неудачи или достижение успеха. Их соотношение иллюстрируется рис. 15. Люди, для которых характерно достижение успеха как личностная черта, действуют в соответствии с кривой 1, а в обратном случае - с кривой 2 (подъем на этой кривой описывает тот уровнеь трудности задания, где человек уже не «наказывает» себя за возможные неудачи).

Рис. 15. К объяснению мотива “достижения успеха/избегания неудачи”

  Прямой корреляции между успешностью деятельности и характером мотива не обнаружено. Показано, что в общем случае качество работы является лучшим при среднем уровне мотивации, и, как правило, ухудшается при очень высоком и очень низком (то есть или вообще не хочу, или слишком волнуюсь). Тем не менее, среди работодателей распространено мнение, что в профессиональной деятельности более успешны люди с мотивацией достижения успеха - именно такую мотивацию целесообразно демонстрировать в случаях собеседование при приеме на работу.
  Структура локуса контроля подробно рассматривается на практических занятиях. Сделаем только некоторые добавления. Высокий уровень экстер- нальности хорошо коррелирует с успехами у людей деловой сферы (бизнесменов); в то же время общий высокий уровень успеха более характерен для интерналов. Иначе говоря - удачливые коммерсанты - это психически неуравновешенные люди, черпающие энергию извне. Поэтому в качестве разрядки они, как правило, предпочитают не гармонизацию (саморегуляцию), а релаксацию типа совместной выпивки и пр.
  Субъективный контроль над позитивными событиями коррелирует с силой «эго», самоконтролем, социальной экстраверсией. В то же время люди, для которых не характерен субъективный контроль над негативными событиями, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще более практичны и деловиты.
  Одной из важных личных черт человека является его самооценка. Желаемый для человека уровень самооценки - это его уровень притязаний. Самооценка формируется в раннем детстве и мало изменяется в дальнейшем. Если родители слишком строги, заняты, не любят ребенка, то у него формируется заниженная самооценка, которая будет мешать его личностному развитию на протяжении все жизни. Напротив, завышенная самооценка приводит к быстрому развитию ребенка, но впоследствии - к быстрому жизненному краху.
  На уровень самооценки человека накладывается уровень тревожности личности (общей и ситуативной), который действует как стрессовый фактор (т.е. интернальность /экстернальность усугубляется). В крайних случаях, при сильной личностной тревожности, может возникнуть чувство беспомощности, когда ощущается нехватка не только мотивации, но и знаний и положительных эмоций.
  В качестве выводов по разделу приведем результаты исследований (Россия, 1994), посвященных требованиям, предъявляемых к человеку со стороны рынка.
  В психофизиологическом аспекте рынок предъявляет повышенные требования к энергетике человека. Здесь выигрывают люди с акцентуацией типа «гипертимность», «демонстративность» и т.д., у которых энергетика выводится вовне без переживаний и рефлексий. Безусловно, выигрывают экстраверты, которые постоянно нуждаются в подпитке энергией извне, в соответствии с чем они легче воспринимают перемены. В личностном аспекте более успешны люди с более гибким и поверхностным характером, а также с более подвижным и пластичным интеллектом; другими словами, в рыночной ситуации, к сожалению, предпочтительна широта, а не глубина. В межличностном аспекте более успешны люди, удовлетворяющиеся общением на уровне ритуалов или игр, но не испытывающие потребность в глубоком личностном общении.
  В условиях рынка как защитный механизм преобладает уход в малые группы, а не в себя или в личностное общение. В частности, у школьников выявлена в качестве основной ценности семья, а не любимый человек.

Назад Содержание Вперед